Упрощение строптивого

Упрощение строптивого

15.09.2017
Упрощение строптивого

Минкультуры России намерено устранить излишние барьеры и оптимизировать требования к сохранению памятников

«Хранители Наследия»

На этой фотографии – не заседание клуба поклонников таланта Пушкина А.С., а специальное совещание у министра культуры РФ Владимира Мединского, имевшее место 14 сентября.

На следующий день на официальном сайте министерства появилось весьма краткое для такой важной темы сообщение  под заглавием: «В Минкультуры России обсудили перспективы снятия административных барьеров в вопросах содержания объектов культурного наследия».

Дословно: 

«Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский провел совещание о внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части устранения излишних административных барьеров и оптимизации требований к сохранению объектов культурного наследия, предъявляемых к собственникам, пользователям и арендаторам объектов.

Глава Минкультуры России поручил подготовить проект поправок, который будет вынесен на обсуждение на XVI ежегодном Всероссийском съезде органов охраны памятников истории и культуры в Калининграде. 

«После резолюции съезда мы проведем совместный брифинг в Москве с руководителями федеральных и региональных органов охраны и голосование за законопроект», — сказал Владимир Мединский.

Изменения позволят снять административные барьеры на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, устранить избыточные требования о проведении государственной историко-культурной экспертизы на определенные виды работ, упростить процедуры по работе с выявленными объектами культурного наследия и усилить ответственность лиц, осуществляющих деятельность в области сохранения объектов культурного наследия».

Всякий раз, когда слышишь про избыточные требования, упрощение процедур и снятие барьеров - невольно представляешь стихию, вырвавшуюся на свободу. Какие барьеры вскоре будут считаться впредь «излишними», какие требования – «избыточными»? И какие последствия принесет это самим памятникам?

Пока трудно сказать, как и среди кого Владимир Мединский намерен проводить «голосование за законопроект», но обещание обсудить его на съезде органов госохраны в Калининграде, который стартует 27 сентября, указывает на то, что законопроект должен быть уже практически готов. Ну или почти.

Изыскания, предпринятые нами в Минкультуры и его окрестностях, принесли следующие плоды. По замыслу, упрощение строптивого механизма сохранения культурного наследия не должно привести к пагубным для памятников последствиям. Общая установка министерства такова: упрощение процедур для собственников и инвесторов должно сопровождаться усилением требований к авторскому и техническому надзору за проведением любых работ, равно как и ужесточением ответственности надзирателей.

Упрощения и послабления (например, отказ от обязательной государственной историко-культурной экспертизы проекта) теоретически коснутся работ, связанных с противоаварийными мероприятиями, текущим ремонтом и содержанием объектов культурного наследия. Упрощения в сфере приспособления объектов, в части инженерии и прочего оборудования, обещают затронуть и предметы охраны.

Насколько можно понять, министерство также решило разрешить освоение подземного пространства на территориях памятников, осуществляемое для нужд сохранения самих памятников. То есть «легализовать» давно сложившуюся практику.

Для выявленных памятников упрощение процедур коснется, по нашим данным, вариантов приспособления, а также механизма включения в Единый госреестр памятников. Подразумевается ли в последнем пункте и не-включение, пока не ясно.

Окончательной ясности в отношении отдельных пунктов и предложений, по нашим сведениям, нет пока и в профильных департаментах Министерства. Ясно только, что реализовывать концепцию «оптимизации» придется: по нашим сведениям, сама идея рождена отнюдь не в стенах Минкультуры.

Легко представить, сколько вопросов и предложений вызовут подобные новшества в региональных госорганах охраны памятников, только-только приспособившихся работать по новой редакции ФЗ-73 «Об объектах культурного наследия...»

Так что обсуждение законопроекта на съезде в Калининграде обещает быть отнюдь не формальным. Тем более, что к участию в форуме приглашены представители ВООПИК и Координационного совета градозащитных организаций.

Это отнюдь не означает, кстати, что все упрощения будут встречены общественниками в штыки. Например, одна из предлагаемых новаций предусматривает возможность выдачи госорганами задания на сохранение памятника (в случае отсутствия собственника или иного законного владельца) любому лицу, желающему такие работы провести. Это как раз то, чего добивались от Минкультуры в конце зимы – весной 2017 года  волонтерские организации, работающие на «бесхозных» памятниках российской провинции. И встретили понимание уже тогда.

Или, например, вряд ли экспертов и/или общественных представителей смутит намерение отказаться от параллельной ГИКЭ «общегражданской» госэкспертизы для ряда типов памятников.

Но в целом, конечно же, экспертному сообществу и общественным организациям следует крайне внимательно отнестись к дорабатываемому в Минкультуры РФ законопроекту. И принять в его обсуждении и проработке максимально активное участие - и на съезде в Калининграде, и впоследствии, во время всех возможных процедур общественного обсуждения. Благие намерения благими намерениями, а практика, к сожалению, показывает, как хорошо и профессионально недобросовестные собственники, инвесторы и производители работ умеют добиваться своего даже и при наличии «излишних» и «избыточных» барьеров и требований. 

Поэтому формальное описание в законе всех упрощений, даже и самых правильных и необходимых, должно быть выверенным до последней буквы. Во избежание злоупотреблений и утрат. Никакая ответственность авторских и технических надзоров, научных руководителей - утрат наследия не компенсирует.   

А термин «оптимизация» в наших палестинах давно уже говорит сам за себя.

Фото: Минкультуры РФ

На главную