Вологодский конвой шутить не любит
«Хранители Наследия»
Сообщения с нивы охраны культурного наследия, поступающие из Вологды, позволяют заподозрить, что региональные прокуратура и Комитет по охране объектов культурного наследия - вместо того, чтобы совместно и плодотворно работать на этой ниве - что называется, «скрестили шпаги». Возможно, конечно, что все нижеописанное – не цепь связанных между собою событий, а перечень случайных совпадений. Но в такие совпадения как-то не очень верится. Пока, впрочем, неясно, что на самом деле происходит – дуэль или межведомственная разведка боем. И, самое главное - как это отразится на судьбах собственно вологодских памятников.
Как известно уже читателям «Хранителей Наследия», 24 июня областной прокурор Сергей Хлопушин произнес в Законодательном собрании Вологодской области нашумевшую речь, в которой призывал защищать предпринимателей от «избыточного давления» со стороны контролирующих органов, в частности, по вопросам, связанным с сохранением, как изволил выразиться прокурор, «пресловутых памятников культурного наследия». В качестве примера он рассказал о том, как пресек поползновения городской прокуратуры принять меры воздействия к предпринимателю Геннадию Горбунову, начавшему без согласования с органами охраны наследия перестраивать под магазин здание Вологодской амбулатории конца XVIII века. «Я поручил выступить в его защиту», - сообщил Сергей Хлопушин депутатам.
Созданный в 2015 году региональный Комитет по охране объектов культурного наследия, однако, оказался крепким орешком. Не зря же его возглавляет Елена Кукушкина - человек в звании капитана ФСБ. Точнее говоря, в звании капитана запаса – но про «бывших не бывает» всем известно. По нашей информации, Комитет, несмотря на грозные заявления прокурора, принял решение о включении здания амбулатории в список выявленных объектов культурного наследия, и приказ об этом уже вступил в силу. Теперь объект обладает всеми правами охраняемого государством памятника, что естественно, еще более ограничило «право предпринимателя» перекраивать его по собственному усмотрению.
Тогда, судя, по всему, последовал «асимметричный» контрвыпад. 3 июля 2015 года на официальном сайте областной прокуратуры появилось извещение с «говорящим» заголовком: «За грубое нарушение прав предпринимателя к административной ответственности привлечены должностные лица Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области». Как сообщала прокуратура, «проверкой в недавно созданном Комитете по охране объектов культурного наследия Вологодской области выявлены грубые нарушения законодательства о государственном контроле».
А именно: «12 марта 2015 года двумя главными специалистами Комитета самовольно, вопреки установленному порядку, проведена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица в г. Вытегре, по результатам которой составлен акт проверки, директору организации выдано предписание об устранении нарушений закона. Вместе с тем указанная проверка проведена в отсутствие оснований для ее проведения и без согласования с органами прокуратуры, что является грубейшим нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Защищая права юридических лиц, зампрокурора Вологодской области вынес постановления о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностных лиц Комитета по охране объектов культурного наследия, проводивших указанную проверку. «Решениями мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 31 виновные государственные гражданские служащие привлечены к административной ответственности».
Прокуратура внесла также представление о нарушении закона в адрес первого заместителя губернатора Вологодской области, «курирующего указанную сферу». И результат – «незаконное предписание работников Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области, направленное в адрес предпринимателя, отозвано».
Заканчивалось сообщение недвусмысленным: «Надзор на данном направлении будет продолжен».
Поскольку иных подробностей на сайте облпрокуратуры нет, сайт регионального комитета по охране памятников о мартовской проверке в Вытегре ничего не сообщает, а Мировой суд 31 участка решения по данному делу также не публиковал, мы не можем представить нашим читателям никакой дополнительной официальной информации. По информации неофициальной, объектом мартовской проверки органом охраны наследия был некий многоквартирный дом в Вытегре. Контент-анализ региональных СМИ показывает только один многоквартирный дом в этом небольшом городе, с которым были связаны в последние месяцы разбирательства по градостроительной части. Как сообщалось в октябре 2014 года, его начали строить «с нарушением градостроительных норм», и судом на здание был даже наложен арест.
Показательно, впрочем, что 2 июля, накануне публикации грозного сообщения на сайте областной прокуратуры, прокурор Сергей Хлопушин проводил прием граждан именно в Вытегре. На такой же прием в Вологде к нему пришел однажды предприниматель Геннадий Горбунов.
Как ответит Комитет по охране объектов культурного наследия, пока неясно. Возможно, так же асимметрично. 6 июля стало известно, что Комитет начал, по обращению вологодских градозащитников, проверку действий других предпринимателей, разрушивших экскаватором стену дома XVIII века на улице Орлова.
Весьма интересно, поспешит ли им на помощь прокуратура.
P.S. Справедливости ради, нужно отметить, что в конце июня 2015 года Вологодская прокуратура (правда, городская, а не областная) опротестовала строительство нового жилого дома на улице Бурмагиных, в границах зоны охраны объекта культурного наследия. По иску прокуратуры Вологодский городской суд признал незаконной выдачу горадминистрацией разрешения на строительство без согласования с органами охраны памятников. Однако на этом "справедливости ради" и заканчивается, поскольку представитель прокуратуры тут же заявил, что требовать сноса или перестройки дома у нее оснований нет.