Юрий Гагарин, стройка для ФСБ и взятка борзыми кирпичами
В чем и почему обвиняют начальника Управления госохраны памятников Оренбургской области
«Хранители Наследия»
Ходатайства следователя по особо важным делам
20 июня 2017 на официальном сайте Ленинского районного суда города Оренбурга появилось краткое сообщение:
«Начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия временно отстранили от занимаемой должности.
14.06.2017 года и 16.06.2017 года Ленинский районный суд г. Оренбурга рассмотрел ходатайства следователя по особо важным делам о наложении ареста на имущество и о временном отстранении от должности в отношении начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области.
Начальнику Управления предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.290 УК РФ (получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие)).
Суд, выслушав доводы сторон, проверив представленные материалы, пришел к выводу об обоснованности заявленных ходатайств и их удовлетворению.
Обвиняемая временно отстранена от занимаемой должности на период следствия, ей определена выплата ежемесячного государственного пособия в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Постановления в законную силу не вступили».
Начальника управления госохраны памятников Оренбургской области зовут Марина Дмитриева. Она 20 лет работает в области охраны памятников, и ее имя никогда не фигурировало в коррупционных разоблачениях.
Как подчеркивают оренбургские СМИ со ссылкой на экспертов и коллег Марины Дмитриевой, она «имела непререкаемую репутацию» и «была одним из самых знающих специалистов министерства», «знала наперечет все достопримечательности и готова была вступиться за каждую из них», «выступала за сохранение объектов культурного и исторического наследия в неизменном виде».
Родное региональное министерство в данной ситуации не нашлось, что сказать, и официально подтвердило факт:
«Приказом министра культуры и внешних связей Оренбургской области начальник управления государственной охраны объектов культурного наследия Дмитриева Марина Григорьевна на основании постановления Ленинского районного суда города Оренбурга временно отстранена от работы с 16 июня 2017 года. Подробности материалов дела в настоящее время министерству не известны, в связи с чем дать комментарии не представляется возможным. Временное исполнение обязанностей руководителя данного структурного подразделения возложено на Абземелеву Линизу Асхатовну».
Дом Тараса Шевченко
Оренбургские СМИ тут же предположили, что уголовное обвинение в адрес Марины Дмитриевой связано с т.н. «Домом Тараса Шевченко» в Оренбурге, снесенном в июне 2015 года. На месте погибшего исторического дома была оборудована парковка для клиентов и сотрудников банка «Русь». Как сообщалось, в феврале 2016 года по факту сноса было возбуждено уголовное дело по 243-й статье УК.
«Хранители Наследия» посвятили этим событиям краткий обзор в феврале 2016 года. Из опубликованной информации, однако, никак нельзя сделать вывод о причастности оренбургского Управления госохраны и лично его руководителя к сносу «дома Шевченко» или его обеспечению. Охранного статуса, как сообщалось, дом лишился неким образом по решению суда, а региональное Минкультуры вело мониторинг состояния объекта. Более того, региональное охранное ведомство после сноса дома само дважды обращалось в полицию с просьбой возбудить уголовное дело – но получило отказ.
«Дело совсем в другом, и вовсе не во взятке»
«Возбуждение уголовного дела против начальника Управления по охране памятников истории и культуры Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области Марины Дмитриевой никак не связано с разрушением дома Тараса Шевченко. Дело совсем в другом, и вовсе не во взятке, как нам пытаются это представить следственные органы. Дмитриева не согласовала в начале 2016 года проектную документацию заказчику строительства многоэтажного дома на Набережной реки Урал в охранной зоне памятника истории и культуры федерального значения – здания Оренбургского летного училища, где учился в 1955-1957 годах первый космонавт Планеты Земля Юрий Гагарин. Это строящееся здание УФСБ. А несогласование – практически крест на судьбе этого здания. С тех самых пор на Дмитриеву начались нападки».
Такую версию публично высказал депутат Законодательного Собрания Оренбургской области от «Справедливой России» Владимир Фролов. Судьба знаменитой оренбургской «Летки», позорно погибающей в умелых руках федеральных и региональных распорядителей недвижимости, известна ему не понаслышке: он, бывший военный летчик, сам ее заканчивал. О связи участи «Летки» и стройки «административного здания» в нескольких десятках метров от нее – чуть ниже.
Пока же обратим внимание на один прозрачный намек оренбургских СМИ: «По нашим данным, делом занимаются сотрудники Федеральной службы безопасности. К слову, на Дмитриевой как на начальнике управления, лежал контроль за строительством в историческом центре, где и появилось новое здание ФСБ».
И – «Марине Дмитриевой вменяют взятку в размере 66 тысяч рублей, полученную в виде строительного кирпича».
«Перед губернатором поставлен вопрос»
Из стройки здания для ФСБ в охранной зоне памятника архитектуры в Оренбургской области не делают секрета. Во всяком случае, на строительных сайтах все описывается открытым текстом – примерно в том же стиле, в каком рекламирует свои новостройки и благоустройства столичная мэрия: «В конце 2015 года ООО «ППМ-строительство» приступило к возведению 5-ти этажного административно-технического здания в центральной части Оренбурга на пересечении ул. 9 Января и ул. Набережная. Данное здание строится по заказу военных и, скорее всего, после ввода объекта в эксплуатацию в нем будет размещено управление ФСБ России. Здание возводится из сборных железобетонных конструкций. Общая площадь объекта превышает 7500 кв. м.
По проекту новое административно-техническое здание будет сдаваться уже с чистовой отделкой. Центральный вход будет очень широким. Предусмотрено несколько вспомогательных. Фасад здания выполнят из декоративной штукатурки бежевого цвета, а цоколь и первый этаж выложат плиткой коричневого и серого цвета.
Срок ввода объекта в эксплуатацию запланирован на 3 квартал 2017 года. Прилегающую территорию благоустроят. Выполнят широкие асфальтированные тротуары и проезды вокруг всего здания. Организуют парковочные места для служебного и гостевого автотранспорта. Всю территорию оградят заборам, на въезде смонтируют шлагбаум. По периметру высадят деревья и кустарники».
Известный нам уже депутат Владимир Фролов, как сообщило 13 июня 2017 года агентство REGNUM, направил губернатору Оренбургской области Юрию Бергу письмо, в котором просил провести проверку законности строительства административного здания ФСБ в охранной зоне Летного училища и принять необходимые меры по защите памятника истории и культуры.
Как заявил Владимир Фролов, «после начала строительства на стене исторического здания появилась трещина. Это неминуемо приведет к его аварийному состоянию». Но это не все: «Возникает вопрос законности строительства рядом со зданием Оренбургского летного училища, в его охранной зоне, установленной постановлением правительства Оренбургской области от 14.01.2014 г. № 6-п «Об утверждении границ территорий, зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в утвержденных границах объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения города Оренбурга Оренбургской области». Заказчиком строительства является управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области. Насколько мне известно, министерство культуры и внешних связей, как уполномоченный орган по охране памятников истории и культуры, не давало согласования на проект строительства рядом с памятником федерального значения многоэтажного нового здания УФСБ РФ по Оренбургской области», — подчеркнул депутат Фролов. И добавил, что «возникает и вопрос привлечения к ответственности должностных лиц в лице заказчика строительства здания в охранной зоне памятника федерального значения».
Вопрос, таким образом, был поставлен ребром, да еще и – что в данном случае особенно важно - вынесен в публичную сферу.
«Я стала заложницей ситуации»
Марина Дмитриева – «Хранителям Наследия»:
- Я всем говорила об охранной зоне и в 2014-м, и в 2015-м году, когда начали строить. А теперь – стройка идет к концу, надо будет вводить здание в эксплуатацию – а там охранное обременение. Пытались сделать новый проект зон охраны, проект постановления областного правительства, отменяющий постановлений 2014 года… Я им не мешала, но и не помогала – вот на меня зуб и поимели. Решили, что я противодействовала им. Я стала заложницей этой ситуации.
Взятка кирпичами на 66 тысяч, на погреб на даче – это смешно, это абсурд. Деньги за кирпич я отдала.
Меня отстранили от работы – якобы чтобы я не могла оказать давление на свидетелей. На кого я у себя в кабинете могу оказать давление – на стол и стулья? Теперь я жду, когда мне предъявят окончательное обвинение. Меня интересует только правовое поле. Когда предъявят – может быть, и через четыре месяца! Я спрашиваю – а жить я все это время на что буду? Мне отвечают – это не наша забота.
«Я ей говорил – не вступай в переговоры, делай все по закону»
Владимир Фролов – «Хранителям Наследия»:
- Я писал и губернатору, и прокурору области – ответов нет, гробовое молчание. Видимо, придется обращаться в Генпрокуратуру. Стройка в охранной зоне незаконна, есть постановление областного правительства 2014 года.
Марина Дмитриева известна в области как хороший профессионал своего дела, честный и порядочный человек. Ну какая взятка, где умысел? Взятка – это когда ты за мзду делаешь что-то. А этот предприниматель, поставщик кирпича, никак с ней не связан, ничем ей не обязан.
Про стройку на набережной я с ней разговаривал, когда вокруг нее уже ходили, предупреждали. Она упоминала, что ей обещают: будут проблемы. Я ей говорил: если подпишешь это согласование – ты же и будешь нести персональную ответственность, тебя сделают крайней. Не вступай ни в какие переговоры, делай все по закону, а там посмотрим.
Что касается состояния заброшенного, подожженного в 2016 году, разрушающегося здания Летного училища – это позор Оренбурга, позор России. Я с 2012 года им занимаюсь. Ну подумайте – в любой стране, в любом городе, если бы там было здание, где учился первый космонавт Земли – давно бы уже стояла там памятная стела, был бы музей. А у нас никому нет дела… 4-этажное здание рядом поставили – стена училища треснула.
Я говорю губернатору: надо принимать меры, ведь стыдно, ведь вы приходите сюда каждое 12 апреля. В прошлом году выделили из областного бюджета 60 миллионов, чтобы сделать крышу – до сих пор крыша не перекрыта, а ведь прошли осень, зима, лето. Где крыша, где деньги?
От редакции. Конечно, мы будем следить за развитием этого сюжета. А пока давайте просто посмотрим в календарь.
13 июня 2017 года заявления депутата Фролова становятся достоянием гласности, вопрос о незаконности стройки в охранной зоне и привлечении к ответственности заказчиков строительства публично ставится перед губернатором. И буквально на следующий день, 14 июня, суд уже рассматривает ходатайство следователя по особо важным делам об отстранении Марины Дмитриевой от должности.