“Архзащита Уфы”: на охрану поставлены 3 дома из 124
Координатор общественного движения «Архзащита Уфы» Владимир Захаров, выступая на круглом столе «Проблемы рационального использования объектов культурного наследия в целях туризма», заявил, что уцелевшие исторические дома столицы Башкортостана должны быть обязательно поставлены на государственную охрану.
“Мы говорим только о дореволюционных домах, которые необходимо поставить на государственную охрану и которые являются исторической средой, еще оставшейся в городе Уфе, - подчернул Захаров. - Нам необходимо сохранить участки Уфы, зайдя в которые, мы будем чувствовать себя уютно, как на старинной улице”.
По словам градозащитника, необходимо сохранить несколько кварталов исторической застройки на улица Октябрьской Революции, Гоголя, Расулева и Чернышевского. Вместо этого, отметил Захаров, разрабатывается проект, согласно которому все дома на улице Гоголя, кроме дома, где жил известный башкирский деятель Мажит Гафури, будут снесены.
Между тем, по его словам, здесь есть множество значимых исторических объектов, например, бывшее Мужское духовное училище (ул. Гоголя, 13), или дом, где жил профессор Татаринов (ул. Гоголя, 26) и др.
“Этот квартал необходимо сохранить, как историческую, как туристическую единицу, - призвал Захаров. - Невозможно привлечь туристов, не поменяв личное отношение к наследию. Если стараться работать на привлечение туристов и делать некую потемкинскую деревню – это будет отталкивать подсознательно”.
Градозащитник добавил, что общественные активисты в 2013 году направили в Минкультуры Башкирии список из 124 домов, которые заслуживали постановки на госохрану. Однако с тех пор из этого списка статусом памятников наделены только 3 дома.
Уфимское издание “Медиакорсеть” напоминает, что с подходом градозащитников выражал несогласие глава администрации Уфы Ирек Ялалов (оцените аргументацию): “Любой деревянный дом, которому более 50-ти лет, считать объектом культурного наследия, ну, наверное, тоже увлекаться не стоит. У нас 13 тысяч домов, 70 процентов - старше 50 лет. Меня за это часто критикуют, в том числе общественники, но есть четкое определение памятника культурного наследия. Любой дом, в котором когда-то жил купец, автоматически не становится памятником. Через 50 лет тогда мы все коттеджи признаем памятниками, потому что в них живут купцы”.
На фото: снос дома Маториной в Уфе, бывшего выявленного памятника, в мае 2015 года.