Безмолвный «Крик» ужаса и 51 небоскреб Воронежа

Евгения Твардовская
Воронежская мэрия утвердила проект планировки центральной части города – это 613 га, ограниченных улицами 20-летия Октября, Кольцовской, проспектом Революции, улицами Степана Разина, Софьи Перовской и Выборгской. Соответствующее постановление 28 апреля подписал градоначальник Александр Гусев, а 30 апреля оно было опубликовано на сайте мэрии. Только за последний месяц этот скандальный проект обсуждался дважды - на Общественных слушаниях и Градостроительном совете при мэре – и вызывал бурный резонанс. Согласно документу, историческое ядро города «украсят» 29 новых небоскребов, а уже построенные 22 будут узаконены. Голоса в защиту исторического центра, который, видимо, будет окончательно задавлен высотками, так и не были услышаны. Поэтому уже на Общественных слушаниях представители воронежского градозащитного «Архдозора» устроили флешмоб: пришли в масках по мотивам знаменитого «Крика» Эдварда Мунка.
Небоскребы в законе
Проект планировки, разработанный ОАО «Воронежский проектный институт» по заказу горадминистрации, все-таки можно назвать долгожданным и нужным. Попытки ввести градостроительную деятельность хоть в какое-то системное русло предпринимались в Воронеже четырежды (в 1960-м, 1970-м, 1980-м и в 2007 году), и всегда – безуспешно. Результатом правового беспредела стала хаотичная застройка центра города, и предполагается, что теперь на этом должна быть поставлена жирная точка.
В комментариях авторы Проекта объясняют, что в историческом Воронеже уже нет площадок для нового строительства. Поэтому будет проводиться комплексная реконструкция кварталов. «Если строитель заявит о своем желании возвести какой-то объект, ему придется предоставить проект планировки всего квартала, коих мы наметили 182, - объясняет представитель проектировщика Юрий Власов. - А если в этом квартале есть какой-то исторический объект, то строительство будет согласовываться в порядке, установленном законодательством об объектах культурного наследия».
Вроде бы все правильно: документ определяет параметры застройки и «красные лини», перспективу развития улично-дорожной сети, то есть устанавливает правила игры в историческом центре.
«В данном проекте будут учтены зоны охраны памятников изначально. Дальше зоны регулирования застройки будут определены с учётом решений по комплексному освоению квартальной части города — исторической», - пояснил Антон Шевелёв, руководитель управления главного архитектора администрации городского округа г. Воронежа.
То есть, по идее, недобросовестные застройщики больше не смогут возводить здания, искажающие исторический облик Воронежа. Однако высотки, уже построенные в историческом центре – неважно, с нарушениями регламентов или нет, уродующие город или нет - будут просто-напросто включены в проект планировки, то есть легализованы. Проект узаконил предельную этажность многих «спорных» объектов центра: гостиницы Marriott (18 этажей), третьей очереди «Центра Галереи Чижова» на улице Куколкина (22 этажа), центра «Воронеж-Сити» (20 этажей) и других.
«Выданные разрешения на строительство этих зданий администрация смогла бы отменить, - считает депутат городской думы Андрей Померанцев. - Была бы на это политическая воля. Такие большие дома явно нарушают градостроительные нормы. Они должны строиться на соответствующих участках, а не на клочках земли. Если план утвердят, то строители смогут ссылаться на него в случае каких-либо претензий».
Итак, многие сочли, что Проект специально разработан для легализации воронежских небоскребов. И в этом есть доля истины, так как проектировщики уже называют высотки новыми архитектурными доминантами.
О борьбе воронежских депутатов и градозащитников с проектом 17-этажной высотки, которая проектируется в центре исторического квартала, впритык к памятнику архитектуры – зданию типографии газеты «Коммуна» - «Хранители Наследия» рассказывали в феврале 2015 года.
Однако это «были еще цветочки». Центр города на самом деле станет полем творчества современных архитекторов, которые создадут новые очертания правобережной части Воронежа.
Авторы Проекта планировки этого и не скрывают.
«В основу предлагаемого проекта заложена задача создания законченных ансамблей застройки и системы композиционных акцентов, – пояснила в своем выступлении Галина Котенко, начальник отдела генерального плана Воронежского проектного института. – Актуальной остается и задача по застройке общественно-деловых и жилых зон, принятых с учетом ранее разработанной градостроительной документации. Все эти акценты формируются вдоль главной оси центра города по улицам Кирова и проспекту Революции и вместе с главным перспективным акцентом у ВГУ представляют собой первый план панорамного восприятия правобережной части города».
Что такое композиционные акценты, Галина Котенко пояснила на примере башни ЮВЖД. После войны она была доминантой, которой подчинялась вся остальная застройка. Новым же композиционным акцентом, в частности, станет 51-этажная высотка, выделяющаяся на фоне 5-9-этажной застройки. Сейчас уже построено 22 здания, запроектировано 29. Некоторые из них достигают высоты от 17 до 30 этажей, а над главным корпусом Воронежского госуниверситета архитекторы не исключают появления 90-метровой башни.
Обещать - не значит не строить
Вероятно, что в таком виде Проект планировки выражает политическую волю городской власти: она тянется вверх, к небоскребам, в тени которых остается подлинный исторический город. А ведь одним из предвыборных обещаний мэра Воронежа Александра Гусева был мораторий на строительство в центре. Вспоминать про это в Воронеже как-то уже не принято.
Вот как прокомментировала в СМИ Проект планировки градозащитник и краевед Ольга Рудева: «Разговор на Общественных слушаниях шел в основном в параллельных плоскостях. Поразила нелогичность проекта, сделанного, вроде бы, специалистами. Пышное начало - метро, эскалатор на ул. Володарского для быстрого спуска на набережную - и много-много слов о сохранении исторического облика со ссылками на охранные зоны, которые не ещё не приняты и неизвестно, когда это произойдет. О строительстве на проспекте Революции (типография „Коммуны“) говорилось как о деле решенном - тоже смешно - разрешения на строительство не выдавалось. На вопросы из зала конкретных ответов, увы, не было получено…»
Показательным для отношения к наследию является уже тот факт, что высотки возникнут даже в старинном районе улицы Базарной, где рождался Воронеж. Это один из немногих уголков, где сохраняется атмосфера исторического города.
“Улица Базарная гора - район древний, - напоминает Ольга Рудева. - Здесь город рождался: вон там крепость, Стрелецкая слобода, первый воронежский рынок. И здесь совершенно особая атмосфера этой древности. К счастью, сохранилась малоэтажная застройка. Вот мы видим одноэтажные домики, которым больше ста лет. Конечно, строительство огромного дома в 20 этажей полностью убьёт этот исторический центр”.
Люди в масках
На Общественных слушаниях градозащитников то ли не успели, то ли не захотели зарегистрировать в качестве спикеров. Но активисты воронежского общественного движения «Архдозор» все равно пришли. Они провели протестный молчаливый флешмоб у Дома архитекторов: напечатали 50 масок, символически изображающих искаженное отчаянием лицо со знаменитой картины «Крик» Эдварда Мунка. Маски бесплатно раздали всем желающим перед входом в зал для слушаний.
Символичность жеста очевидна: это и бессилие повлиять на решение властей, и… однообразные типичные маски, в которые рискует превратиться исторический Воронеж.
Фото: 36on.ru, Дмитрий Чушкин