Дом Гардениных: борьба государства с государством

Дом Гардениных: борьба государства с государством

15.02.2019
Дом Гардениных: борьба государства с государством

«Мне хотелось изобразить в романе тот период общественного сознания, когда перерождаются понятия, видоизменяются верования…» Так писатель-народник Александр Иванович Эртель говорил о своем романе, посвященном жизни в пореформенной России, «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги». Произведение впервые напечатано в 1889 году. Сегодня – почти забыто. Но именно сегодня 130 лет спустя период вожделенных перерождений имеет место. Явно со «знаком минус».

Начнем с дальнего конца.

Дом Гарденина — самый старый жилой дом Воронежа (1735 года постройки), расположенный в Фабричном переулке. Первым его хозяином был Потап Никитич Гарденин — один из самых богатых и обеспеченных людей, живших в Воронеже в первой половине XVIII века, владелец суконной мануфактуры. Он также возглавлял воронежский губернский магистрат. После 1820 года внук купца продал здание городу. В разное время в нём располагались больница, дом инвалидов, воспитательный дом и богадельня.

Последняя реставрация памятника проводилась больше 70 лет назад. Здание давно находится в аварийном состоянии. Одно время там жили военные-очередники. До расселения здесь было восемь коммунальных квартир, где жили 26 человек. В последние годы в доме не было горячей воды, жильцы не могли заменить сантехнику и окна, потому что стены были очень ветхими. Два года назад все съехали.

С тех пор дом разрушается, раз в полгода горит. Фотосессию после последнего пожара – в мае 2018 года - опубликовали градозащитники и сообщили, что спасатели вынуждены были вскрыть крышу, теперь внутрь попадает вода и разрушает объект культурного наследия. Кроме того, неизвестные кладоискатели вскрыли полы, помещения завалены мусором. Общественники написали жалобы в управление по охране памятников и прокуратуру. 

Ответственный секретарь воронежского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) Александр Никитин считает, что дом Гардениных вполне реально использовать: там могли бы разместиться музей или органы власти:

«Когда-то были проекты по созданию там музея мещанского быта, дворянского быта. Можно было бы разместить там органы власти, главное, чтобы появился собственник, который будет следить за зданием. Там может быть все, что угодно, главное, провести реставрацию. Счет идет на месяцы, дом горит каждые полгода. Сколько таких пожаров он еще переживет? Возможно, таким образом кто-то, как в 90-е, пытается освободить себе место под застройку, но законодательство изменилось и теперь это невозможно, теперь объект можно только восстановить или сделать на его месте рекреационную зону. Вообще дом был расселен уже достаточно давно для того, чтобы власти начали там что-либо делать, поэтому обращение в Росимущество мэрию не оправдывает».

Да, действительно, когда градус общественного недовольства стал подниматься, включилась местная власть. СМИ пестрят говорящими заголовками: «Власти отказались спасать единственный в Воронеже жилой дом 18 века» – 1 февраля, «Власти попробуют спасти самый старый дом Воронежа от разрушения» - 3 февраля и, наконец, решительное «Мэрия Воронежа намерена забрать дом Гарденина у государства» - 7 февраля... Конечно, последнее название выглядит немного странно: неужто государство у самого себя решило дом забрать? Но – это мастерство заголовка, сути дела не меняет.

А на данный момент суть такова, что объект культурного наследия - площадью более 850 кв. м - числится в реестре федерального имущества. В собственности города – только часть, остальное – у Росимущества. Нет права собственности – нет возможности тратить на дом Гардениных муниципальные средства, поэтому законсервировать объект или провести экспертную оценку город не может.

гарденины2.jpg

гарденины3.jpg

«В июле 2018 года в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области было направлено письмо, предлагалось либо передать муниципальные помещения в собственность Российской Федерации либо рассмотреть возможность передачи всего здания в собственность города для принятия дальнейших решений по нему. В сентябре 2018 года администрация получила информацию, что соответствующий запрос направлен в Росимущество (г. Москва). Поскольку окончательного решения по запросу не поступило, в терруправление 1 февраля 2019 года было направлено повторное обращение», – сообщили в пресс-службе администрации Воронежа.

В июле 2018 года комбинат благоустройства Центрального района убрал прилегающую к зданию территорию, а управа района обратилась в райотдел полиции, чтобы организовать регулярное патрулирование.

Источник в территориальном управлении Росимущества подтвердил «Времени Воронежа», что мэрия обращалась с таким предложением. Однако данный вопрос находится в ведении центрального аппарата. Местное управление, по сведениям, подготовило и передало в Москву все необходимые документы. Передача проблемных объектов в муниципальную собственность общая практика, ежегодно регистрируется 10-12 подобных сделок, поэтому проблем возникнуть не должно.

Пока ситуация с мертвой точки не сдвигается. Есть опасность, что резонанс спадет, внимание к дому Гардениных ослабнет… В конце концов – могут просто не успеть с передачей дома городу: как видим, пожары происходят с пугающей регулярностью… Памятники нынче не в приоритете: «верования видоизменяются», а под них – и облик городов. Все такие сценарии известны.

Но – почитаем продолжение мысли Эртеля, приведенной в самом начале: «И рядом с этим мне хотелось изобразить свободное и независимое от внешних форм общественности течение мысли, провиденциальное тяготение человека к свету».

Продемонстрирует ли родина Гардениных это тяготение сегодня? Или ограничится перерождением? Кто же станет приверженцем, а кто врагом Гардениных?

На главную