Остановить погром Боровска

Остановить погром Боровска

17.10.2018
Остановить погром Боровска

Администрация называет его сохранением исторической среды

Константин Михайлов

В калужском городке Боровске разворачивается драматическая история, по размаху и накалу страстей превосходящая события вокруг нашумевшего в минувшие выходные сноса дома Яковлева, отреставрированного волонтерами «Том Сойер Феста», в областном центре.

Великий шоковый путь

Городская администрация начала приводить в исполнение свое распоряжение от 29 декабря 2017 года, согласно которому до конца 2018-го должны быть снесены 17 жилых домов, объявленных ветхими и аварийными. Среди них есть малопримечательные здания на окраинах, но большинство, как минимум двенадцать – купеческие дома XIX – начала ХХ века на центральных улицах, создающие исторический облик Боровска.

В списки на снос, как и в Калуге, попал дом на улице Ленина, 22, на котором в 2017-2018 годах работал боровский «Том Сойер Фест». Правда, после калужского скандала администрация быстро одумалась и заявила, что этот адрес в списках оказался вследствие технической ошибки.

borsnos.jpg

Но в остальном – ни шагу назад. Наступление на исторический город разворачивается стремительно. 13 октября снесен старинный дом на улице Ленина, 42; 16 октября расправились с домом 31 по улице Володарского. 17 октября начат снос на улице Володарского, 29. В ближайшие дни экскаватор ждут на Калужской улице, 51 и улице Володарского, 11. Самые что ни на есть боровские исторические дома, с резными наличниками, карнизами, филенками… В разное время общественники подавали заявления о признании многих из них памятниками архитектуры, но охранный статус власти не присвоили ни одному. Руки развязаны.

bor2 Volodar29.jpg

17 октября 2018 года. Боровск, улица Володарского, 29

Остановить вакханалию боровские краеведы и градозащитники, мечущиеся в эти дни от одного обреченного здания к другому, с фотоаппаратами и плакатами «SOS», не могут.

А власти разъясняют им, что все это делается – для чего бы вы думали? – ради сохранения исторической среды.

borKaluzh51.jpg

Боровск, Калужская улица, 51. Экскаватор ждут со дня на день. В соцсетях пишут: бывшие жильцы приходят попрощаться с домом

Программа подделки города

Глава города Боровска Михаил Климов опубликовал специальное разъяснение

«В Боровске принято решение начать снос расселенных аварийных домов… Основная задача была и есть такой: как, сохранив историческую среду города, дать людям возможность достойно жить в комфортных условиях. То есть дать людям выбор: уезжать из Боровска с его красивыми старинными фасадами, за которыми нет никаких удобств, либо предоставить им альтернативу, построив новые дома, которые внешне будут соответствовать снесенным. До недавнего момента выбора не было, лучшим предложением в городе был жилой фонд 1980 годов постройки и старше. И молодые, активные люди вынуждены были уезжать из родного города, покупая квартиры в новостройках Обнинска, Балабанова. Администрацией города, основываясь на рекомендациях Градостроительного совета, было принято решение: перед сносом домов провести замеры их фасадов, подготовить обмерные чертежи, по которым снесённые дома будут восстановлены. На последнем заседании Градостроительного совета чертежи были изучены и утверждены. Также, в соответствии с программой переселения из аварийного и ветхого жилья, ввиду наступления холодов и для того, чтобы исключить возможность пребывания асоциальных элементов в расселенных домах, было принято решение об их сносе. Сведения из обмерных чертежей фасадов домов будут обременением конкурса на право возведения на этих местах новых объектов, и таким образом в Боровске мы добьёмся сохранения исторической среды, восстановим старинные здания и дадим возможность людям остаться жить в любимом городе».

borsnos2.jpg

Перед нами целая программа сознательной подмены подлинного исторического Боровска новодельным. Проще говоря, программа подделки. Что там снос домов в рамках борьбы с асоциальными элементами! В манифест боровской мэрии искусно вплетены социальные факторы, забота о новых поколениях – видимо, с тем, чтобы протестующие против сносов оказались смутьянами, не понимающими светлых целей городской администрации, не дающими людям жить в комфортных условиях и т.д. и т.п.

Об успешном опыте реконструкции и приспособления исторических домов, примеров которого, при наличии доброй воли, в стране предостаточно – от Калининграда до Иркутска и Томска - в Боровске либо не слышали, либо и слышать не хотят. Пример Нижнего Новгорода, где мэрия инициировала целую программу консервации ценных расселенных жилых домов и выделила на нее немалые бюджетные средства - боровским и калужским руководителям не указ. 

Само собой, чтобы такие примеры становились реальностью, нужна кропотливая работа, идеи, креативные менеджеры, инвесторы. Снести проще и быстрее, да и за ликвидацию ветхого аварийного фонда будет чем отчитаться.

borVolodar11.jpg

Боровск, улица Володарского, 11. В ожидании сноса...

«Альтернативных вариантов никто не предложил»

Анна Осипова, участница инициативной группы «Спасем Боровск», не понимает, как власти могут все это делать: «Сносить подлинные исторические дома, чтобы построить новые с такими же фасадами – это невозможно, нелогично. Надо сохранять подлинный Боровск! Мы будем стоять возле этих домов, охранять их. Пишем открытое письмо губернатору, будем обращаться к Президенту».

Владимир Кобзарь, директор «Культурно-исторического центра Боровска», не доверяет обещаниям властей: «Сносятся дома, занимающие лакомые земельные участки в центре города. Нам говорят, что новые дома будут их воспроизводить, что дом, где был боровский «Том Сойер Фест», не тронут. Но веры нет. И в прежние годы были такие обещания, а потом на месте снесенных домов возникали новостройки. Говорят, нас хотят собрать в мэрии и поговорить, но, думаю, все сведется к пожеланию самим найти спонсоров и инвесторов для сохранения 12 исторических домов. А потом скажут – не смогли, значит сами виноваты в том, что их пришлось снести.

Евгений Чудаков, начальник Управления по охране культурного наследия Калужской области, рассказал мне, что ни один из приговоренных к сносу домов Боровска не обладает статусом хотя бы выявленного объекта культурного наследия. Были только «обладающие признаками», но это не защищает. «Мы вели переговоры с муниципальными властями Боровска, - пояснил Евгений Чудаков, - и ставили им обязательное условие: если уж вы намерены так распорядиться городской собственностью, то наложите на застройщиков обременение, требующее восстановления зданий в тех же объемно-пространственных характеристиках, с историческими фасадами, сохраняющими тот же облик. Власти Боровска согласились внести эти требования в состав конкурсной документации. Мы договорились не допускать в Боровске хаотичной застройки».

По словам Евгения Чудакова, такие обременения базируются на законе о приватизации и не могут быть успешно оспорены застройщиками.

«Альтернативных вариантов сохранения исторического облика Боровска, - продолжает Евгений Чудаков, - никто не предложил. Износ домов доходит до 85%. Продать их инвесторам - вариантов не было, никто не хочет их ни покупать, ни брать в аренду. В Боровске действуют очень хорошие Правила застройки и землепользования, там все фасады детально расписаны – протяженность, цвет. Восстановление будет идти как минимум по этим ПЗЗ, а как максимум – по обмерам, которыми занималась городская администрация».

В плену безысходности

От всех этих объяснений веет абсолютной безысходностью: альтернатив нет, власть довела свою собственность до аварийного состояния, а теперь избавляется от нее и хочет сделать «как было». Между прочим, примечательных исторических строений, не имеющих охранного статуса, в Боровске на порядок больше, чем имеющих. Объектов, «обладающих признаками объекта культурного наследия», насчитывается без малого полторы сотни. Видимо, они так и будут обладать ими до самой смерти – пока не снесут…

Кстати, «Том Сойер Фест», в том числе боровский - это ведь и есть реальная альтернатива безысходности, наглядная демонстрация возможности возрождения городской истории подручными (небюджетными) средствами и своими руками. Но невозможно же взвалить на общественников и волонтеров миссию по восстановлению за свой счет всех исторических домов. А власти, увы, миссию себе нашли в том, чтобы прислать экскаватор.  

Цена обещаниям

Что же касается доверия обещаниям властей, то, как говорится, лучше один раз увидеть. В 2013 году в центре Боровска, так же не без скандала, снесли красивый деревянный дом по улице Володарского, 30. На его месте теперь отнюдь не воспроизведение снесенного, а огромный по боровским масштабам трехэтажный бетонный 24-квартирный дом (официально зовется «двухэтажным с мансардой»). Официально же сообщается, что «проект этого дома был утвержден Управлением по охране объектов культурного наследия Калужской области, а также Градостроительным советом г. Боровска».

borvol30snos.JPG

borVol30 str.jpg

Боровск, улица Володарского, 30. Сохранение исторической среды

Стоит ли удивляться, что боровские градозащитники не верят никаким обещаниям? Если «сохранение исторической среды» пойдет таким способом, то с историческим Боровском можно заранее попрощаться. Реальность ведь «важнее тысячи слов».

Излишне напоминать, что и за снос в 2017 году выявленного памятника на центральной боровской площади Ленина (было возбуждено уголовное дело по 243 статье УК), никто пока всерьез не ответил. Виновнику торжества суд присудил штраф, но он его до сих пор не без успеха оспаривает.

Бесконечный марафон

Охранным щитом Боровска мог бы быть статус исторического поселения с четкими предметом охраны и градостроительными регламентами. Вероятно, именно поэтому областные и городские власти, отговариваясь неимением денег на разработку проекта исторического поселения для Боровска, превратили путь к нему в марафонский. Это не игра слов, дело всерьез доходило до того, что в Боровске устраивали благотворительные марафоны, чтобы собрать средства на историческое поселение. Забег к этому статусу начался в 2014 году, а сегодня Минкультуры РФ обещает, что историческим поселением федерального значения Боровск может стать к декабрю 2019 года. 

При тех большевистских темпах сноса, что установлены городской администрацией, историческим поселением Боровск рискует стать без исторических домов.

Пока не поздно, необходимо остановить погром исторического Боровска.

Считаю эту статью обращением во все федеральные инстанции.

Для «Хранителей Наследия» - комментарий председателя Центрального Совета ВООПИК Артема Демидова:

«Истории, подобные боровской - следствие не только недостатка понимания ценности исторического наследия среди местных властей, но и делегирования большей части полномочий по государственной охране в регионы, причем без должного контроля за их исполнением со стороны федерального органа госохраны памятников.

Хочу напомнить, что согласно Федеральному закону "Об объектах культурного наследия" в круг полномочий органов охраны памятников истории и культуры входит в том числе и выявление новых памятников и их постановка под государственную охрану. Было бы очень полезно, если бы Министерство культуры РФ могло проверить, как региональный орган госохраны исполняет эти полномочия в Калужской области, почему ни один из приговоренных к сносу старинных домов в Боровске не получил охранного статуса, хотя соответствующие заявления в их отношении подавались общественниками, почему не инициируется присвоение Боровску статуса исторического поселения, которого он вполне заслуживает. Позиция "дома не памятники - значит, пусть их сносят" - не представляется мне разумной.

К сожалению, ослабление государственного контроля за этими процессами не было компенсировано по линии общественного контроля. Силы градозащитников в области разобщены, не функционирует существовавшее до 1990-х гг. региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников и культуры. Восстановление нашего регионального отделения в Калужской области становится первоочередной задачей.

От лица Центрального совета ВООПИК должен сказать, что мы полностью поддерживаем краеведов и градозащитников Калуги и Калужской области в их борьбе за сохранение подлинной историко-градостроительной среды. Мы возмущены сносом дома Яковлева в Калуге, который за год до того восстанавливал калужский "Том Сойер Фест", сносами в Боровске. Считаем подобные действия недопустимыми, особенно в объявленный Президентом Российской Федерации Год добровольца (волонтера) и после выхода Майского указа В.В. Путина, в котором отдельной строкой предписана поддержка волонтерских движений в сфере сохранения культурного наследия. Будем обращаться и к губернатору, и во все столичные инстанции с требованием, чтобы решения о сносе исторических домов были пересмотрены, а региональные и муниципальные власти наладили нормальный диалог с краеведческой и градозащитной общественностью, внедрили в практику механизмы совместного принятия решений по градостроительным вопросам, затрагивающих объекты культурного наследия и историко-градостроительной среды».

P.S. Боровская история, конечно, из ряда вон выходящая, но очень похоже, что регионы, к сожалению, начинают соревнование по количеству снесенного «ветхого фонда», т.е. в основном исторических домов. Только что мы написали про Саратов, где обсуждается вопрос о сносе 28 зданий, в том числе 10 выявленных памятников, а вот свежие вести из Красноярска. Администрация объявила торги на снос – до 15 декабря - сразу 12 деревянных домов, причем на это выделяется 5 бюджетных миллионов. То ли команда какая по «вертикали» прошла, то ли срок какой подошел…

P.P.S. Итоги переговоров 18 октября: массовый снос Боровска приостановлен и даже преобразован в общий с властями волонтерский субботник. 

Заглавное фото: градозащитное дежурство у дома на Коммунистической улице, 86 в Боровске, приговоренного к сносу. Фото: социальные сети, хештег - #боровск_sos

На главную