«Оторвите седалищный нерв от кресла!»

«Оторвите седалищный нерв от кресла!»

14.09.2015
«Оторвите седалищный нерв от кресла!»

«Хранители Наследия»

13 сентября в Петербурге на Марсовом поле прошел общегородской митинг в защиту культурного наследия города. Поводом к его организации стало нашумевшее уничтожение барельефа Мефистофеля на доходном доме начала ХХ века на Лахтинской улице, но причин беспокоиться за судьбу архитектурных и исторических памятников у петербуржцев и без того хоть отбавляй.

Слияние двух митингов

Как сообщают городские СМИ  и сами градозащитники, в митинге приняли участие около 500 человек. Депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга зачитали с трибуны резолюцию, среди требований которой было не только восстановление барельефа, но и отставка руководителя городского Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) Сергея Макарова. Марсово поле дополнило этот список предложениями запретить передачу Церкви зданий, занятых музеями, остановить угрожающие памятникам архитектуры строительные проекты, пополнить состав Совета по культурному наследию Санкт-Петербурга градозащитниками и экспертами, отказаться от практики «приспособления» памятников методом их демонтажа или реконструкции.

В ходе митинга его участники справедливо поставили знак равенства между уничтожением культурного наследия и терроризмом. Как заявил депутат городского парламента Александр Кобринский, он внес в Заксобрание законопроект об ужесточении наказания за уничтожение и повреждение памятников истории и культуры. «Каждое новое разрушение объекта исторического наследия — это акт террора, направленный против жизни и здоровья нашего города, боль которого мы ощущаем как свою»", - пояснил депутат.

Его коллега Борис Вишневский напомнил, сколько исторических зданий уничтожено в Петербурге в последние годы: дом Рогова, Никольские ряды, Аракчеевские казармы… К этому списку собравшиеся могли прибавить балансирующий на грани гибели дом Мордвинова и многие другие объекты.

Первоначально заявку на проведение митинга в защиту Петербурга на одну и ту же дату подали независимо друг от друга две группы городских депутатов. После того как Смольный одобрил обе заявки, политики договорились выступать вместе. Народ поддержал, и митинг получился общегородским.

Что лишний раз доказывает тезис о том, что сохранение культурное наследия – лучший способ национального согласия и примирения.

Вице-губернатора не пугают пресс-релизы КГИОП

Не менее важным для петербургской градозащиты стало прошедшее накануне митинга рабочее совещание в Смольном по острым проблемам сохранения культурного наследия. Первая такая встреча состоялась в июне, тогда же было решено сделать встречи городских руководителей с представителями гражданского общества регулярными. Позиция и стиль работы курирующего городское наследие вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина, согласно подробному отчету в СМИ, далеком от чинопочитания, порадовали градозащитников: «Игорь Албин конструктивно ведет диалог – по каждому из острых вопросов даются конкретные поручения, тут же определяются ответственные за их исполнение и сроки». К участию в диалоге вице-губернатор привлек профильных городских чиновников: председателя КГИОП Сергея Макарова и зампреда Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА) Бориса Гордеева.

Им, в особенности первому, досталась на этой встрече незавидная роль «громоотводов», в адрес которых вышестоящее начальство не стесняется в выражениях. Даже при «посторонних». Так, после жалобы на «пустые отписки» по поводу ландшафтного памятника – парка «Александрино» - вице-губернатор Албин потребовал от Макарова и Гордеева: «Оторвите седалищный нерв от кресла, съездите на место и посмотрите, проверьте, что там происходит!»

Обсуждение каждого следующего проблемного вопроса приводило к ситуации, когда оказывалось, что городские структуры, в первую очередь тот же КГИОП, чего-то не доработали или сработали в неправильном направлении – в результате чего вице-губернаторский этаж власти вынужден вмешиваться в решение проблемы, а иногда еще и вовлекать в процесс федеральных министров.

Дискуссия, например, о сохранении и статусе археологического наследия на Охтинском мысу привела вице-губернатора Албина к обещанию, чтобы «эту историю осознать и вынести наконец решение», переговорить с министром культуры России Владимиром Мединским, попросить его об участии специалистов Минкультуры «в специальном совещании, которое мы соберем по Охтинскому мысу».

Обсуждение реконструкции дома Мордвиновых, против надстройки которого тремя новыми этажами не возражает петербургский госорган, вылилось в дискуссию о толковании г-ном Макаровым законодательного запрета на увеличение габаритов объектов капстроительства на территориях памятников, публичным зачитыванием отдельных статей Федерального закона о наследии и вердиктом вице-губернатора в адрес охранного комитета: «Странная логика».

Наконец, при обсуждении темы публикации поступающих в КГИОП актов историко-культурных экспертиз и выдаваемых госорганом разрешений вице-губернатор Албин поддержал не своего подчиненного, а критиковавших его представителей общественности. Неисполнение требований закона о публикации экспертиз руководитель госоргана, по свидетельству «Новой газеты», пытался объяснить тем, что «у нас нет сайта». На это Игорь Албин распорядился «представлять позицию КГИОП по тем или иным положениям законодательства на своей интернет-странице, а о каждом выданном по объектам культурного наследия разрешении оперативно информировать через пресс-релизы». Сергей Макаров заявил, что подписывает «сотни таких документов» в неделю, но вице-губернатор был неумолим: «Ничего, нас это не пугает». А общественикам предложил представить ему свои «предложения по открытию связанной с деятельностью КГИОП информации».

Все это может быть, конечно, своеобразной игрой на публику, демонстрацией – накануне митинга – внимательного отношения к градозащитной общественности. Впрочем, за искренность действий Игоря Албина или, по крайней мере, за соответствие их нынешнему курсу городского руководства свидетельствует бескомпромиссная позиция, занятая вице-губернатором – опять-таки, в отличие от руководителя «профильного» охранного комитета – по вопросу о реконструкции Конюшенного ведомства. Напомним, что об отказе города от ранее одобренного властями проекта, уродующего этот памятник, заявил в июне 2015 года именно Игорь Албин. А в сентябре на встрече с градозащитниками подтвердил: «Решение должно быть юридически оформлено до конца сентября – такую задачу поставил губернатор. Принципиальная позиция руководства города остается в части использования этого памятника только как общественного пространства. Сейчас продолжаются консультации с инвестором по вариантам "отступных". Параллельно мы разрабатываем комплекс первоочередных мер по консервации и реставрации – на эти работы в 2016-м мы готовы выделить до миллиарда рублей из городского бюджета».

Комментарий «Хранителей Наследия»: Петербургский опыт показывает, как много в судьбе исторического наследия зависит от наличия институций и обрядов, в которых представители власти обязаны участвовать совместно с представителями экспертного сообщества и общественных организаций. Решение об отмене проекта перестройки Конюшенного ведомства под апарт-отель было объявлено на заседании Совета по культурному наследию при губернаторе Санкт-Петербурга и опиралось на мнение этого совета. На рабочих встречах с вице-губернатором возможно обсуждать – и корректировать – действия госоргана охраны памятников про конкретным объектам. Для сравнения: в Москве градозащитников не приглашают ни на какие рабочие встречи с вице-мэрами, Совет по культурному наследию представляется чиновникам ненужной фантазией. Более того, даже официальную городскую комиссию по градостроительству в зонах охраны, где градозащитники и эксперты, будучи в заведомом меньшинстве, все же имеют возможность пообсуждать проблемы сохранения наследия за одним столом с высокопоставленными городскими чиновниками и высказать свое мнение, не собирали с весны.

Впрочем, заметим, что институции, процедуры и обряды – не манна небесная, и петербургская градозащита имеет их благодаря многолетней упорной борьбе за историческое наследие, благодаря консолидированной позиции и солидарным действиям множества разнообразных общественных деятелей и организаций.

Заглавная иллюстрация: плакат, которым созывали Петербург на митинг 13 сентября.

На главную