Рождение музыки из духа трагедии

Рождение музыки из духа трагедии

04.09.2015
Рождение музыки из духа трагедии

«Хранители Наследия»

В Волгоградской области после многолетнего перерыва возродилось общественное движение в защиту историко-архитектурного наследия. Официально оно пока никак не формализовано, но неформально уже действует. И воздействует на власть – в регионе создана «рабочая группа по контролю за работой по сохранению объектов культурного наследия». Ее первыми задачами названы «инвентаризация» наследия области и организация «общественного органа по контролю за состоянием памятников архитектуры». «Хранители Наследия» считают полезным познакомить читателей с рассуждениями одного из участников этой работы, волгоградского реставратора Сергея Сена, которые он высказал в интервью медиапорталу «Волгоград 2.0».

«Я очень рад, - говорит реставратор Сена, - что в таком виде, как сейчас, общество охраны памятников возрождается. Я об этом говорил неоднократно – ещё в конце 1990-х, начале 2000-х годов. Лет семь-восемь назад я размышлял, как легально восстановить деятельность ВООПИК на территории Волгоградской области? Определенные процедуры надо было соблюсти. На удивление, я тогда не смог найти единомышленников. Как для того, чтобы приход организовать, нужна церковная двадцатка, вот, условно говоря, не было, «церковной двадцатки» по охране памятников. А сейчас всё как бы созрело, всё сложилось. И это классический пример, когда не сверху это было насажено… Пока что это какое-то виртуальное объединение, но оно, конечно, должно быть формализовано, как бы люди не отталкивались от попыток это заорганизовать, справедливо опасаясь, что как только это будет юридическим лицом какой-то организационно-правовой формы, найдется кто-то, кто захочет это дело возглавить и направить не в то русло. Другой вопрос, что для развития этого движения вновь приходящим в эту сферу активистам стоит получить определенные знания в области охраны историко-культурного наследия».

«Можно собрать активистов, - продолжает волгоградский реставратор, - пригласить хорошего юриста, и провести нормальный ликбез – о законе, о том, как он действует, о порядках-процедурах, которые существуют. Многие вещи, которые даже у профессионалов вызывают отторжение, сделаны законно…»

Участникам общественного движения в защиту памятников, настаивает реставратор, необходимы юридическая грамотность, смелость и хладнокровие: «Во-первых, требуется какое-никакое юридическое самообразование. Во-вторых, нужно знать местное законодательство и историю постановки на охрану тех или иных объектов культурного наследия. В-третьих, надо понимать, что у города есть Генеральный план, и из него тоже многое следует. В-четвертых, надо не бояться. А может быть, во-первых, надо не бояться. Но, заходя в кабинет к чиновнику, надо действовать в рамках закона. Не надо с порога бросаться обвинениями, в то время как настоящий виновник сидит в другом кабинете».

Рецепт разумной градостроительной политики, на которой должны настаивать градозащитники, реставратор Сена формулирует так: «Сначала установите правила поведения в историческом центре, а потом уже все остальные правила. Если вы не хотите ждать – профинансируйте, пожалуйста. И не думайте, что если вы финансируете, то вы можете купить себе какие-то льготы. Вот это не было сделано. На самом деле на это надо было конечно тратить бюджетные деньги. И объявлять, я об этом говорил на слушаниях в Областной Думе неоднократно, мораторий на градостроительную деятельность в пределах исторического центра, пока не установлены режимы и регламенты. Много воды утекло, но даже сейчас можно с такой инициативой выходить. Пока не обеспечен режимами и регламентами исторический центр – объявить мораторий на градостроительную деятельность».

Что касается качества законодательства об охране культурного наследия, плохим качеством которого госчиновники привыкли «оправдывать» утраты и градостроительные безобразия, то, волгоградский реставратор убежден: «Ничего подобного, законодательство нормальное – плохое правоприменение... Что, у нас нет законодательства, которое понуждает недобросовестных собственников, даже муниципальных, региональных и федеральных, приводить объекты культурного наследия в нормальное состояние? Конечно, есть. Есть технология, когда призываешь раз, призываешь два, понуждаешь, тебя посылают, посылают, посылают, потом «бах» – по суду здание уходит на публичные торги, собственнику компенсируется его стоимость, которая на торгах прозвучала, а с торгов здание переходит к новому добросовестному собственнику. Так, между прочим, сейчас происходит со сгоревшим зданием на въезде в Волжский, проспект Ленина, 1».

«Главный вывод» реставратора Сергея Сена таков: «Пока сохранение наследия не потребуется жителям города, мы никого не заставим соблюдать даже действующее законодательство. Появление общественного движения в защиту объектов историко-культурного наследия – сигнал. Сигнал и населению и властям, которым придётся считаться с новыми реалиями».

Потому что «общественное движение сможет переломить ситуацию. Однозначно».

На фото (Андрей Жевак): воссоздание исторической среды на Академической улице в Волгограде.

На главную