Собственник угрожает градозащитнице в стенах органа госохраны

Собственник угрожает градозащитнице в стенах органа госохраны

14.05.2019
Собственник угрожает градозащитнице в стенах органа госохраны

В Нижнем Новгороде пишутся новые строки посмертной биографии «Дома с авгурами» (ул. Пискунова, 35), практически уничтоженного в апреле 2019 года под вывеской реставрации. На месте дома, от которого остался огрызок главного фасада, теперь котлован. Собственник, получив согласования властей, намерен «восстанавливать» памятник – по проекту, вызывающему критику экспертов и градозащитников. 

Напомним, что после сноса дома (который в региональном госоргане охраны памятников именуют «демонтажом») координатор нижегородского «Спасграда» и член научно-методического совета при областном Управлении госохраны объектов культурного наследия (УГООКН) Анна Давыдова опубликовала нелицеприятные выводы о проекте его «реставрации»: 

«Проектов было два - эскиз очень плохого качества, прошедший государственную экспертизу и не получивший положительной реакции специалистов совета УГООКН и рабочий проект, который никаких процедур обсуждения не проходил, имел заключение строительной экспертизы. Но не историко-культурной. Вот по нему, вероятнее всего, и строят. С демонтажом подлинных конструкций. И теперь вопрос: что ж согласовали чиновники органа государственной охраны?»

13 мая в Управлении госохраны состоялось совещание по «Дому с авгурами», под председательстом и.о. руководителя УГООКН Игоря Петрова. Оно ознаменовалось совершенно безобразной сценой, немыслимой в стенах государственного органа охраны культурного наследия. Если он, конечно, государственный.

Вот что пишет в письме в редакцию нашего сайта Анна Давыдова:   

«В связи с тем, что объект культурного наследия регионального значения – «Особняк», известный как «Шахматный дом» или «Дом с авгурами» исчез в процессе так называемой реставрации (на месте дома котлован), мною, как членом Совета по историко-культурному наследию, было инициировано совещание в региональном органе охраны, чтобы приложить максимум усилий к воссозданию уникального памятника в стиле модерн. На совещание были приглашены нижегородские архитекторы-реставраторы, эксперты Министерства культуры РФ, аттестованные по соответствующему профилю экспертной деятельности и собственник разобранного здания – Ваган Людвигович Багдасарян…

Выполняя свою задачу, я обратила внимание присутствующих на то, что в процессе работ утрачена часть утвержденного в 2015 году предмета охраны здания, а именно – потолочная лепнина помещений цокольного и первого этажей и материал стен – кирпичная кладка.

Рабочий проект, по которому ведутся работы, не соответствует требованиям, предъявляемым к научно-проектной документации, хотя и согласован органом охраны объектов культурного наследия. Воссоздать памятник по нему не получится, поскольку он предполагает возведение стен из газосиликатных блоков и новые пластиковые заполнения оконных проемов. Для воссоздания требуется корректировка проекта, а для этого нужно время и может потребоваться приостановка работ на строительной площадке. Да и в принципе подлинного дома нет, что может рассматриваться как преступление по 243 ст. УК РФ, есть основания для прокурорской проверки. 

Это вызвало неадекватную реакцию у г-на Багдасаряна, который, применяя ненормативную лексику, стал угрожать мне и моей семье. Тряс кулаками у меня перед лицом. Удивительно, что это все происходило в стенах органа власти… И его никто не остановил. Запись совещания вести было запрещено». 

Нет никаких оснований не доверять нижегородской градозащитнице, кандидату исторических наук, аттестованному Минкультуры РФ эксперту государственной историко-культурной экспертизы. Судя по тому, что ни и.о. руководителя, ни сотрудники госоргана не нашли нужным вмешаться в ситуацию, в Управлении госохраны памятников Нижегородской области считают абсолютно нормальным, когда в его стенах звучат угрозы и мат в адрес члена научно-методического совета при этом же управлении. Понимают ли там, что так зарываются в котлован на улице Пискунова репутация госоргана и престиж государственной службы как таковой – нам пока неизвестно.   

«Специалисты в области ремонтно-реставрационных работ поддержали мое мнение, – продолжает Анна Давыдова, – что проект необходимо переделывать на 80 %, чтобы получить хотя бы копию исчезнувшего здания. По итогам коллегиально принято решение попробовать скорректировать проект и на основе уже новой научно-проектной документации воссоздать модерн.

Правда нелицеприятна. Но ее нужно сказать для того, чтобы дом встал вновь».

P.S. "Багдасарян извинился. Его строго попросили это сделать настоящие мужчины города и области".

На главную