«СпасГрад» добился отмены строительства в Болдине
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (УГО ОКН) отозвало ранее им же выданное согласование на строительство трактира в мемориальной пушкинской усадьбе в селе Большое Болдино. Информацию об этом распространило НИА “Нижний Новгород”, со ссылкой на официальные письма прокуратуры и Управления Минкультуры РФ по Приволжскому федеральному округу, адресованные представителю нижегородского градозащитного движения “СпасГрад” Анне Давыдовой.
В феврале 2015 года “Хранители Наследия” рассказывали, что Управление Минкультуры РФ по ПФО начало проверку в связи с планируемым строительством трактира на территории усадьбы Большое Болдино. Поводом для проверки стало обращение Анны Давыдовой, которой стало известно, что проект строительства 2-этажного капитального здания “трактира пушкинской поры” был в ноябре 2014 года был согласован Управлением госохраны объектов культурного наследия Нижегородской области – несмотря на то, что закон запрещает новое строительство на территории объектов культурного наследия.
Согласно письму Управления Минкультуры по ПФО, по результатам проверки областное управление охраны памятников отозвало уже направленное в музей-заповедник в Большом Болдине письмо о возможности размещения объекта капитального строительства на территории усадьбы – памятника истории и культуры федерального значения.
Агентство цитирует также ответ Анне Давыдовой из Прокуратуры Нижегородской области. Как сообщает прокуратура, согласно редакции Федерального закона “Об объектах культурного наследия народов РФ”, действовавшей до 21 января 2015 года, запрещается проектирование и проведение землеустроительных, строительных и иных работ на территории памятника, за исключением работ по его сохранению. Проектная документация “трактира Пушкинского времени” была представлена на рассмотрение в нижегородский госорган 31 октября 2014 года и затем направлена на доработку. 21 января 2015 года доработанный проект был одобрен общественным научно-методическим советом по сохранению памятников.
“Вместе с тем, - отмечает областная прокуратура, - 21 января 2015 года вступили в силу изменения в федеральный закон, согласно которым на территории объектов культурного наследия запрещается строительство объектов капитального строительства. Учитывая требования действующего законодательства, УГО ОКН приняло решение об отказе в согласовании строительства на территории “Усадьбы и дома А.С. Пушкина”, о чем музей был уведомлен 20 февраля. На основании изложенного нарушений законодательства в действиях управления не выявлено”.
В ходе прокурорской проверки строительных работ на территории усадьбы Пушкина не обнаружено, но “но установлено, что в конце октября 2014 года Музей им. А.С. Пушкина осуществил земляные работы по оборудованию котлована под фундамент планируемого здания без согласования УГО ОКН. По данному факту прокуратура Большеболдинского района Нижегородской области внесла представление администрации района, являющейся учредителем Музея”.
Комментарий Анны Давыдовой (“СпасГрад”):
- Конечно, было бы совершенно невероятно, если бы контролирующие органы не признали незаконным новое строительство посреди музея-заповедника, объекта культурного наследия, у которого установлена территория. Тем более, что есть поручение Президента Путина об особом контроле за соблюдением законности в отношении федеральных музеев-заповедников. Мы благодарим Управление Минкультуры России по ПФО за профессиональную работу.
Но мы не можем согласиться с тем, что руководство УГО ОКН Нижегородской области не понесесет ответственности за согласование строительства на территории объекта культурного наследия. Мы намерены обжаловать действия областной прокуратуры в Генеральной прокуратуре России.
Комментарий “Хранителей Наследия”: Градозащитникам, судя по всему, предлагают считать инцидент исчерпанным. Согласование отозвано в связи с изменением нормы закона, представление внесено, котлован, надо надеяться, зароют. Однако ни старая, ни новая редакция федерального закона о наследии не допускали нового строительства в границах официально утвержденной территории памятника, поскольку сооружение трактира невозможно выдать за работы по сохранению объектов культурного наследия.
Единственный способ предотвратить дальнейшую выдачу незаконных согласований – привлечение госслужащих к ответственности. Так что намерения “СпасГрада” добиваться в этом деле полной справедливости абсолютно обоснованны.