Суд признал незаконным бездействие госоргана охраны памятников
Градозащитник из Орла Илья Кушелев, известный читателям нашего сайта борьбой за сохранение комплекса домов XVIII-XIX вв. на Гостиной улице, выиграл судебный процесс против Управления культуры и архивного дела Орловской области, которое до создания специализированного Управления госохраны памятников исполняет в регионе функции госоргана охраны культурного наследия.
Заводской районный суд города Орла по иску Ильи Кушелева признал незаконными действия, вернее, бездействие областного Управления культуры в части выявления в Орле новых памятников (копия судебного решения имеется в распоряжении редакции).
Фабула дела проста. 26 и 27 января 2015 года, как только 22 января вступили в силу поправки к Федеральному закону о культурном наследии, позволявшие гражданам направлять в региональные органы охраны памятников заявления о включении в госреестр новых объектов культурного наследия, Илья Кушелев подал в областное Управление культуры сразу 8 таких заявок. Приложив исторические справки, архивные планы, сведения о владельцах, времени постройки, архитекторах и т.п.
Однако региональный госорган не стал, как того требует обновленная редакция закона, проводить работу по установлению историко-культурной ценности объектов; ссылаясь на свой приказ 2013 года, соответствовавший прежнему порядку, Управление культуры ответило 25 февраля 2015 года Кушелеву, что для внесения объекта в список выявленных требуется акт государственной историко-культурной экспертизы. А поскольку такового нет, то госорган считает это достаточным основанием для приостановления регистрации заявляемых Кушелевым объектов в списках выявленных. А экспертизу Управление предложило представить самому Кушелеву.
Фактически госорган охраны памятников предлагал гражданину действовать по старой процедуре закона, в то время как уже вступила в силу новая, не требовавшая госэкспертизы для внесения объектов в реестры выявленных.
Градозащитник с этим не согласился и подал иск в суд. Он просил признать незаконным приостановление Управлением культуры регистрации 8 зданий в Орле в списках выявленных памятников; просил обязать Управление организовать работу по установлению историко-культурной ценности 8 зданий, предложенных им к постановке на госохрану; просил обязать Управление разработать порядок организации работ по выявлению новых памятников.
Иными словами, градозащитник просил суд обязать госорган региональной власти исполнять задачи, возложенные на него федеральным законом.
Представитель Управления культуры заявил в суде, что действия госоргана по приостановлению регистрации 8 зданий в перечне выявленных объектов законодательству не противоречат. А что касается разработки нового порядка, то Управление не наделено нормотворческими функциями.
Надо отдать должное орловскому суду: он разобрался в хитросплетениях закона. И пришел к выводу об обоснованности требований градозащитника Кушелева в части признания незаконным бездействия Управления культуры по установлению историко-культурной ценности заявленных Кушелевым 8 объектов. Суд отметил, что Илья Кушелев обратился в региональный госорган, реализуя свое установленное Федеральным законом право гражданина лично участвовать в выявлении объектов культурного наследия. Суд заключил, что Управление культуры после 22 января 2015 года уже не могло руководствоваться приказом 2013 года и предлагать заявителю самому предоставить акты государственной историко-культурной экспертизы. Суд – что весьма важно – отметил, что отсутствие утвержденного порядка работ по выявлению памятников не освобождает госорган от исполнения «возложенной на него федеральным законом обязанности».
По всему по этому суд обязал Управление культуры и архивного дела Орловской области организовать работу по установлению историко-культурной ценности зданий, указанных в январских заявлениях Ильи Кушелева. В части обязания госоргана разработать процедуру нового порядка выявления памятников суд Кушелеву отказал, поскольку право принятия нормативного акта – не в компетенции Управления.
Решение суда, вынесенное 4 сентября, вступило в законную силу 13 октября 2015 года.
Таким образом, госоргану удалось «продержаться» почти 9 месяцев с момента подачи Кушелевым заявлений.
Суд также постановил взыскать с Управления культуры в пользу Кушелева 150 рублей – компенсация расходов истца на оплату судебной пошлины.
Вопрос «Хранителей Наследия: кто компенсирует государству 9 месяцев признанного незаконным по суду бездействия госоргана охраны памятников, финансируемого из бюджета?
На фото(orel-eparhia.ru): Михайло-Архангельская церковь в Орле