В Москве и Санкт-Петербурге проходят акции протеста против сноса домов Привалова

«Хранители Наследия»
Акцию солидарности с московским «Архнадзором», с раннего утра 19 января пикетировавшим федеральное Министерство культуры в надежде побудить его принять меры по остановке сноса комплекса домов Привалова на Садовнической улице, 9, провели в тот же день градозащитники Санкт-Петербурга.
Движение «Живой город» выставило в тот же день одиночный пикет у офиса строительной компании «ЛСР», дочерней структурой которой является ООО «Великан-XXI век», осуществляющее снос домов Привалова в Москве. Как сообщает «Живой город», акции пытались помешать охранники, которые отталкивали пикетчицу и требовали свернуть плакат с надписями «Ликвидируй Свою Репутацию. Теперь и в столице?» и «Ломай… Сноси… Разрушай». Однако приехавшая по вызову полиция нарушений в действиях градозащитницы нарушений закона не нашла.
"Живой город", возмущенный «варварским уничтожением памятников в Москве», напоминает, что в "послужном списке ЛСР» - уничтожение в 2005-2011 гг. казарм лейб-гвардии Преображенского полка в Санкт-Петербурге, а также проект строительства апарт-отеля со сносом т.н. «Блокадной подстанции».
По нашей информации, градозащитные акции протеста против сноса домов Привалова в ближайшее время планируется провести в Екатеринбурге и других регионах страны.

При этом ордер ОАТИ выдан лишь «на обустройство и содержание строительной площадки».

Видеобращения в защиту сносимого архитектурного ансамбля записали 19 января режиссер театра и кино Владимир Мирзоев, заявивший о том, что «варварам ничего не жалко, варвар не имеет памяти»,
и музыкант Алексей Кортнев, который констатировал, что «произошло фактическое преступление».
Со специальным обращением к мэру Москвы Сергею Собянину выступило 19 января столичное отделение партии «Справедливая Россия».
Напомнив мэру об акте государственной историко-культурной экспертизы, признающем дома Привалова ансамблем федерального значения, авторы обращения отмечают, что «игнорирование инвестором и городскими властями данных юридических обстоятельств, позиции жителей и муниципальных депутатов района "Замоскворечье", общественных организаций - ведет не только к утрате ценного комплекса исторических зданий Москвы, но и к нарастанию социальной напряженности, к дальнейшему отчуждению общества и структур исполнительной власти».
«Мы призываем Правительство Москвы остановить работы по сносу и решать проблему, исходя из государственных принципов. Считаем, что необходимо поставить во главу угла не интересы коммерческого застройщика, а интересы сохранения Москвы как исторического города. Необходимо найти вариант сохранения уникального ансамбля домов, пересмотреть проект их реконструкции, урегулировать взаимоотношения с частным инвестором не за счет уничтожения исторического города», - подчеркивается в документе.
В тот же день Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Элла Памфилова направила министру культуры Владимиру Мединскому экстренное телеграфное обращение с просьбой остановить снос домов Привалова.
«Сохранение культурного наследия - это основа дальнейшего развития общества и конституционная обязанность каждого гражданина страны… Необходимо делать все для того, чтобы городская среда в столице России сохраняла историческую идентичность», - подчеркнула Элла Памфилова.
В Минкультуры, которое несколько дней назад заявляло, что оно "категорически против сноса любого объекта, имеющего архитектурную ценность", вероятно, сочли, что эта сентенция адресована кому угодно, только не федеральному органу охраны наследия. Во всяком случае, очередное министерское разъяснение, появившееся на лентах информационных агентств к вечеру 19 января, похоже, свидетельствует о желании объявить ответственными за снос домов Привалова… их же защитников, якобы не туда обращающихся с заявлениями:
«Как сообщили в Министерстве культуры, ведомство не в состоянии в данный момент остановить снос комплекса домов Привалова работы архитектора Нирнзее. В Минкульте пояснили, что на остановку сноса у них нет никаких полномочий, и высказали мнение, что противники сноса зданий должны были обращаться в Мосгорнаследие. «Если бы экспертиза подавалась в Мосгорнаследие и речь шла о присвоении статуса памятника регионального значения, а не федерального, то этот документ сейчас бы лежал у Кибовского и никакого голосования за снос дома даже не проводилось бы - это запрещено, пока рассматривается экспертиза».
Не известно, кто именно в Минкультуры сочиняет подобные истории для СМИ, но делается это, видимо, в надежде на то, что редкие читатели газет штудировали положения федерального закона о наследии. А ведь он напрямую говорит и о том, что федеральный орган охраны наследия проводит работу по выявлению новых памятников истории и культуры, и о том, что он осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о наследии. И о том, что акт государственной историко-культурной экспертизы о признании объектов памятниками может быть направлен в федеральный орган охраны наследия (в данном случае он именно туда и был направлен, поскольку аттестованный госэксперт сделал выводы об обоснованности включения домов Привалова в госреестр объектов культурного наследия федерального значения). После получения акта экспертизы и сопутствующих документов, госорган охраны наследия, по закону, должен был направить о том письменное уведомление собственнику или пользователю объекта.
По этому же закону, таковые объекты имеют статус выявленных, причем с момента поступления в госорган документов. И подлежащими государственной охране.
Но вместо мер этой самой государственной охраны или, на худой конец, мер контроля и надзора за ней – от имени Минкультуры в СМИ публикуются мнения на тему «не в состоянии», «нет полномочий», «не туда обратились».
Действительно - наверное, не туда. Пикет «Архнадзора» 19 января простоял у Минкультуры восемь часов, и за все это время никто из министерства, кроме сотрудника пресс-службы, не снизошел до беседы с градозащитниками о судьбе исторического объекта, которого с каждым часом становится все меньше и меньше.
И что-то нам подсказывает: когда совсем ничего не останется, градозащитникам скажут что-нибудь вроде:
- Ребята! Да вы же были правы, черт побери! Да мы их сейчас… Как вы говорите, все уже снесли? Какая досада! Да где ж вы раньше-то были?
«Сохранение исторического облика». Проект офисного комплекса на месте домов Привалова.