Памяти Аркадия Крашенинникова

Памяти Аркадия Крашенинникова

31.05.2016
Памяти Аркадия Крашенинникова

Некролог на archi.ru  краток:

«Аркадий Федорович Крашенинников, историк архитектуры русского классицизма, в разное время – сотрудник ЦНИИТИА и ГНИМА, один из авторов биографического словаря русских архитекторов XVIII-XIX веков, ветеран Великой Отечественной войны, скончался в московской больнице 29 мая 2016 в возрасте 94 лет. Отпевание состоится в Никольском храме в Староваганьковском переулке 31 мая в 13:00». 

В 2011 году Аркадия Федоровича так провожали из Музея Архитектуры, где он проработал почти до 90 лет – не на пенсию, а в монастырь на ладожский остров Коневец: 

«Аркадий Федорович Крашенинников - старейший сотрудник нашего музея, заслуженный историк архитектуры - принял непростое решение, к которому шел долго, возможно всю жизнь. Он увольняется из музея и уходит послушником в монастырь на острове Коневец, в северной Ладоге... У него была невероятно трудная судьба - ныне известный ученый, он, будучи 19-летним студентом Академии художеств, пошел на фронт ополченцем 27 июня 1941 года. Участвовал в боях на Ленинградском фронте, был ранен, попал в плен, испытал ужас немецкого концлагеря. В марте 1945 года освобожден частями Красной Армии, затем - сталинские лагеря. Награжден орденом Отечественной войны II степени, многими медалями. Принимал участие в юбилейном параде, посвященном 50-летию Победы. До 1967 года Аркадий Федорович работал в Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда. Вторая половина его жизни связана с Москвой, где последние двадцать лет он отдал Музею архитектуры им. А.В. Щусева».

С Коневца, как пишут, Крашенинников вскоре вернулся – «по состоянию здоровья».

Его биография поначалу читается как приложение к истории русского искусства. Имена корифеев в каждой строке. Родился в 1922 году в Петрограде. Учился на искусствоведческом факультете Всероссийской академии художеств. Участвовал в Киевской археологической экспедиции М.К. Каргера. Дипломная работа «История здания Академии художеств», написана под руководством Г.Г. Гримма. Высоко оценена И.Э. Грабарем…

А потом А.Ф. Крашенинников и сам стал корифеем. В 1953 году он смог вернуться в Ленинград и стал работать в Инспекции охраны памятников (ГИОП). Закончил аспирантуру ЛИСИ, защитил диссертацию о Валлен-Деламоте и Кокоринове. С 1965 года заведовал Отделом архитектуры в Музее Российской академии художеств. В 1967 году он переехал в Москву и начал работу ученым секретарем, затем заведующим сектором в Центральном НИИ теории, истории и перспективных проблем архитектуры. В первой половине 1970-х одно время возглавлял Научно-методический совет по охране памятников Минкультуры СССР. С 1991 года работал заведующим сектором в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Как всякий увлеченный человек, преданно служивший Архитектуре, Аркадий Федорович мог производить впечатление одержимого. Он и в самом деле был одержим страстью – биографической.

В конце 1990-х – начале 2000-х под его научным руководством (конечно, с использованием трудов предшественников, в первую очередь М.В. Дьяконова) вышли две книги – биографические справочники «Зодчие Москвы времени барокко и классицизма» и «Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма», охватившие временной период с 1700 по 1917 год. Собранные по крупицам краткие биографии, атрибуции и адреса исчезнувших и сохранившихся построек. Это труд, посильный целому научному институту. Однако на самом деле это были лишь побочные плоды титанического научного проекта, которому Аркадий Крашенинников посвятил последние десятилетия своей жизни: он задумал собрать и систематизировать биографические сведения обо всех архитекторах, работавших на территории необъятной Российской империи. Его небольшой кабинет на задворках талызинской усадьбы на Воздвиженке был от пола до потолка завален книгами, архитектурными журналами, бесчисленными папками с чертежами, архивными выписками, газетными вырезками, почтовыми конвертами. В докомпьютерную еще эру он вел переписку с институтами, исследователями, краеведами, энтузиастами со всего Советского Союза, добывая все новые биографические сведения, а потом скрупулезно пополнял свою картотеку. Казалось, нельзя было сделать Аркадию Федоровичу лучшего подарка, как снабдить его каким-нибудь неизвестным ему биографическим сведением. Правда, это нужно было сильно постараться, чтобы раздобыть что-либо ему не известное.

Он мечтал, конечно, издать многотомную энциклопедию русских зодчих всех времен, но увидел при жизни только первый том – на букву «А» (Архитекторы Российской империи с начала XVIII века до 1917 г. Биографический словарь. Том 1. М., 2008).

А.Ф. Крашенинникову принадлежит около 200 научных работ. Он издал две книги об архитекторах - Александре Кокоринове и Владимире Максимове (фактически открыв для истории этого талантливого, но малоизвестного архитектора «русского стиля»). Он «открыл» для России позабытую в стокгольмском архиве коллекцию чертежей и рисунков немецкого дипломата-шпиона 1720-х гг. Фридриха фон Бергхольца – уникальный источник информации об облике русских городов того времени.

Он успел написать и издать, наконец, интереснейшие мемуары – «Раскопки в пропасти забвения. Воспоминания о XX веке».

«Хранители Наследия» выражают искренние соболезнования родным и близким А.Ф. Крашенинникова.

Фото: arch-museum.livejournal.com.


На главную