Амбар собрали, людей объединили
На территории комплекса «Югорская долина» в Ханты-Мансийске - новой площадке музея под открытым небом «Торум Маа» - идут работы по сборке поступившего недавно экспоната. Это столетний деревянный амбар, перевезенный сюда из бывшей деревни Сухоруковой, ныне уже не существующей. Операцию по спасению ценной постройки проводили всем миром. Каждый помогал, чем мог: кто деньгами, кто трактором, кто горючим, а кто – своим непосредственным участием. В Югре впервые осуществили такой перенос ценного объекта, и впервые же – при активном общественном содействии.
Через лес и воду
В редакцию газеты «Новости Югры» в прошлом сентябре обратился старший инспектор Госкультохраны Яков Яковлев и рассказал о бывшей деревне Сухоруковой.
Она была признана труднодоступным населенным пунктом с низкой плотностью населения. Жителей расселили. А чтобы избежать пожаров, все сровняли с землей. Каким-то чудом амбар уцелел.
Он вполне мог претендовать на звание объекта культурного наследия, но в глухом лесу - был обречен на гибель. Денег на его разбор и перевозку в бюджете не было, да и постройка не числилась ни на чьем балансе.
Тогда 2 октября 2014 года редакция газеты объявила акцию «Сохраним амбар».
От самых разных людей стали поступать деньги, предложения помощи и – многочисленные воспоминания. Нашлись бывшие жители деревни и даже потомки плотников.
В номере от 9 июля газета рассказала о том, как правнук Венедикта Протопопова, в 1915 году построившего амбар, Андрей Шуклин вместе с племянником внесли 70 тысяч рублей на сохранение их семейной памяти. Администрация Ханты-Мансийского района выделила субсидию в размере 300 тысяч рублей.
Учитывая предстоящий объем работ, связанный с разборкой, перевозкой, установкой амбара на новом месте, а также цены на ГСМ и услуги, было очевидно, что собранных средств может не хватить.Яков Яковлев, добровольно взявший на себя обязанности общественного куратора проекта по переносу амбара, обратился через газету к потенциальным спонсорам с просьбой помочь не только деньгами. Нужны были трелевочный трактор, баржа для погрузки и перевозки разобранного сруба, кран и автотранспорт для разгрузки и перевозки бревен в Ханты-Мансийск. Требовался и лес-кругляк диаметром около 26–28 сантиметров, так как было очевидно, что часть сруба потребует замены.
Не сразу, но нашлись спонсоры и благотворители. Это и «Северречфлот», и фирма «СТЭК». В чем-то помог и счастливый случай. В Ханты-Мансийске как раз проходил конкурс вальщиков леса, спиленные бревна пожертвовало в пользу исторического амбара Самаровское лесничество.
Проблемы пришли, откуда не ждали. Это половодье нынешнего лета. Но большая вода ушла. В результате амбар все-таки был перевезен через Обь в Ханты-Мансийск.
Новый музейный экспонат
За сто лет стены амбара стали настоящей летописью деревенской жизни. Они хранят и зарубки, и карандашные надписи. Здесь и фамилии, и торговые расчеты, и даже отметки, сделанные путешественниками. В постройке полторы сотни бревен. Все они были размечены перед разборкой.
Хранилище было построено в начале прошлого века. Тогда на лошадях привозили бревна, обтачивали их вручную и скрепляли коваными гвоздями. А еще нужна была недюжинная сила, чтобы поднять бревна на второй этаж. При сборке старинного амбара плотник Максим Зубарев не устает удивляться мастерству своих предшественников: «Очень много интересных замков всяких, ранее которых не видел. Даже лес отобрать… Он практически весь одинаковый. Сейчас он, какой есть лес под руками, из такого и делают. А раньше он весь отбирался. Все бревнышки по диаметру практически одинаковые».
Первый опыт переноса исторической постройки признан удачным. Вполне вероятно, что он будет повторен в ближайшее время, так как в планах расселение и других деревень, в которых также есть ценные исторические постройки. Таким образом появится музей старожильческой культуры Югры.
«Этот амбар - объект не этнографического плана, - считает Эрика Сургутскова, заместитель директора этнографического музея «Торум Маа». - Но он напрямую связан с историей, поскольку он служил в свое время для сбора ясака, или, как это называется правильно, пожертвования в царскую казну и так далее. Амбар - это проникновение культуры русской старожильческой в культуры коренных народов».
Ну, а теперь это еще и память о новом способе сохранения культурного наследия – общественной инициативе. Если дело трудное, но всем очень хочется, то – все получится.
Фото: Новости Югры