Ангары Нойтифа двинулись в госреестр

Ангары Нойтифа двинулись в госреестр

08.09.2020
Ангары Нойтифа двинулись в госреестр

Два ангара комплекса авиационной базы (бывшей «Нойтиф») на Балтийской косе в Калининградской области начали нелегкий путь в реестр объектов культурного наследия. На запрос местных журналистов был получен ответ, извещающий о том, что «Согласно приказам Службы охраны памятников региона, ангары включены в перечень объектов, обладающих признаками культурного наследия. Организована работа по установлению историко-культурной ценности".

Всего в Нойтифе 5 ангаров. Но в данном случае речь идет  об ангаре № 2 (он совмещён с башней управления перемещениями гидросамолетов на Малой набережной, 22-24, и об ангаре № 5 (единственный, чьи пролеты не имеют опор, а его фронтальная сторона над воротами представляет конструкцию в виде фермы Уоррена с решеткой из равносторонних треугольников). Оба построены в 1936-1939 годах.

Кто там бывал – никогда не забудет: даже в разрушающемся состоянии постройки производят мощнейшее впечатление. Несмотря на свое утилитарно-техническое назначение их возводили с чувством стиля и вкуса. Сейчас там бывают люди разные: интересующиеся туристы, исследователи инженерного и технического наследия,  вандалы-хулиганы, любители полазить «по заброшкам». В СМИ и соцсетях активисты пишут о ценности ангаров и о том, что вся база Нойтиф – фактически готовый туристический объект: и исторического, и спортивного, и военного, и развлекательного характера. Всем места хватит.  

После того, как в 1990-е военные оттуда ушли, база попала каким-то чудесным образом в частную собственность. Хозяин демонтировал один из ангаров. Эти работы были начаты в феврале 2020 года и были приостановлены. В дело вмешалась прокуратура Балтийска: в отношении собственника Аслана Нюдюрбегова был подан иск о нарушениях при организации работ. Через несколько месяцев стороны заключили мировое соглашение.

ангар6.jpg

ангар3.jpg

ангар7.jpg

Активисты не оставляют попыток поставить хотя бы часть построек на охрану. Похоже, какая-то из них сработала. Судя по всему (точно нигде не сообщается), сработала заявка Марины Порсиной из Калининграда. Об этом она узнала из СМИ: 170 дней спустя с момента подачи заявки. Вот что Марина рассказала «Хранителям Наследия»:

«Я – дочь военного и много лет жила в Балтийске. Защита и сохранение ангаров на Балтийской косе – очень важное дело для меня. Мы никогда не использовали историческое название "Нойтиф" в повседневном общении. Я знаю, что заявки на постановку территории на охрану писались неоднократно и в разных «составах»: только ангары, ангары плюс взлетно-посадочные полосы и т.д. Но узнать судьбу обращений не всегда получается. Официальных ответов нам не присылают. Иногда эти вопросы выносятся на заседание Общественного совета при госоргане, но они проходят очень редко. Я просто счастлива, что в случае ангаров гидроаэродрома процесс сдвинулся с мертвой точки. Я подавала две заявки суммарно по трём историческим зданиям гидроаэродрома и они сработали. Однако, судьба пятого ангара до сих пор под вопросом, по причине формирования участка под потенциальным объектом культурного наследия. Второй ангар и башня управления гидросамолётами перешли в финальную стадию оформления выявленного объекта. Поздравляю всех нас с результатом. Дорогу осилит идущий».

Вот как «Хранителям Наследия» прокомментировал будущее базы Нойтиф Евгений Мосиенко, исследователь культурного наследия (Калининрад):

«За ситуацией с ангарами я слежу довольно давно, года с 2008, с тех пор, как впервые побывал на Балтийской косе. Помню еще, что в то время они впечатлили своим масштабом. Более чем за 10 лет природа разрушила их несильно - больше постарался человек.

С тех пор, как на косе появился музейный комплекс “Старый Люнет” у косы появился “голос” - благодаря создателям Люнета, коса стала еще более известной и понемногу преображаться.

Инициаторами постановки на учет бывшей авиационной базы “Нойтиф” и были создатели Люнета несколько лет назад.  Стоит отметить, что статус был необходим ангарам именно для их официального закрепления, мало кто сомневался в их ценности, как памятника советской авиации (располагалась на косе с послевоенного периода по 1995 г.), как памяти о Великой Отечественной войне - эту базу брали наши войска в апреле 1945-го, как объектов ценных в качестве иллюстрации применения уникальных инженерных решений - тонкие железобетонные своды, стальные разнообразные фермы.

По масштабу объект очень большой, земля принадлежит министерству обороны, и Службе по государственной охраны памятников) единолично было сложно принимать решение по их постановке на учёт. В этом же, вероятно, проблема придания статуса особо охраняемой природной территории косе - неповоротливая машина Министерства обороны.

Но вода камень точит - различные акции, публикации и обращения дали свой результат. У косы мощный потенциал, а наличие таких сооружений даже в нынешнем состоянии привлекает тысячи человек ежедневно.

На первом этапе можно обойтись без крупных инвестиций - информационные стенды с исторической информацией, консервация аварийных элементов, хотя бы на двух-трёх объектах - уже шаг в верном направлении.

Ангары круты сами по себе - своими конструкциями, расположением в пространстве. Они являются и смотровой площадкой, и галереей уличного искусства - этого с лихвой хватает, чтобы на косу приезжали как жители области, так и других городов России. Работать с наполнением этих сооружений новой функцией необходимо бережно - чтобы не убить атмосферу и сохранить конструктив. Неплохой пример – Таллин, где в бывших авиационных ангарах музей, но сделан по принципу обратимости – все удобно демонтируется и перед вами - сооружение в первозданном виде. Это важно».

ангар0.jpg

Досье: История поселка Нойтиф берет начало в 1934 году, когда там была создана база школы гражданских летчиков. Строительство гидроаэродрома Нойтиф (нем. Neutief) начато в 1934, закончено в 1939 году.

Были построены две бетонные взлётно-посадочные полосы длиной 1000 метров, под углом 45° друг к другу, что давало возможность эксплуатации авиабазы практически при любой погоде и любом направлении ветра, также оборудованы слипы для спусков на воду гидросамолётов, а на берегу построены три капитальных бетонных ангара для крытого хранения самолётов и три железных. 

Также были построены самолетные и оружейные мастерские, склады, насосная станция, котельная, установки для хранения и заправки топливом в гавани и на аэродроме, трансформаторная подстанция, казармы для персонала, хозяйственные постройки, казино, жилой поселок со школой и магазинами севернее аэродрома. К юго-западу от аэродрома стационарно была размещена береговая артиллерийская батарея.

Гавань для гидросамолетов находилось северо-восточнее сухопутного аэродрома. Она была сформирована бухтой со стороны залива и рукотворными молами, образующими так называемый «ковш».

К началу войны этот аэродром считался одним из лучших в Германии, и лучшим — в Восточной Пруссии.

Аэродром входил в систему береговых оборонных сооружений Пиллау, позволявшую контролировать всю юго-западную часть Балтийского моря. Это был единственный аэродром в Восточной Пруссии, не имевший наземных подъездных путей, снабжение которого осуществлялось только морем.

После войны достался СССР практически неповрежденным и использовался гидроавиацией и истребителями, затем был реконструирован, базировалась противолодочная авиация. В 1995 году воинские части гарнизона выведены, аэродром заброшен.

Фото: Марина Порсина

На главную