Будет ли мораторий на реституцию музеев?
Президент Союза музеев России Михаил Пиотровский предложил ввести мораторий на передачу государственных объектов недвижимости, занятых музеями и учреждениями культуры, Русской православной церкви. Согласно закону 2010 года о т.н. "церковной реституции" такая процедура должна быть завершена не позднее, чем за шесть лет с момента поступления заявления религиозной организации. По мнению М. Пиотровского, сегодня этого срока явно не достаточно.
"Мы принципиально исходим из того, что между музеями и Церковью нет и не может быть никаких объективных противоречий и конфликтов. Именно поэтому предлагаю на период действия "антикризисных мер" правительства ввести мораторий на применение норм из названного закона, ограничивающих сроки вывода музеев и других учреждений культуры из передаваемых зданий религиозного назначения периодом в 6 лет. Сегодня соблюдение этих сроков практически невозможно. Очень надеюсь, что наше обращение к законодателям с принятием такой временной поправки в закон получит необходимую поддержку ", - сказал Михаил Пиотровский.
Он также отметил, что повышение конфликтности в отношениях между музеями и религиозными организациями является одной из проблем, с которой сталкиваются культурные учреждения в современной жизни.
Вологодская картинная галерея должна быть выселена из Воскресенского собора (федеральный памятник, XVI-XVIII вв.), Рязанский музей-заповедник рискует перестать быть таковым, так как скоро лишится своего главного экспоната – собственно Рязанского кремля. Непростая ситуация и в Историко-архитектурном и художественном музее Звенигорода, который пока еще сохраняет некоторые помещения в Саввино-Сторожевском монастыре, но получение новых площадей в качестве компенсации – под большим вопросом: здание Манежа само же областное Минкультуры то дает, то забирает.
Еще одной чертой ситуации стало то, что РПЦ часто претендует на здания, которые ей никогда не принадлежали.
Новый конфликт разворачивается сейчас в Ростовской области. В ноябре местное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры оспорит передачу Свято-Донскому монастырю музейных зданий в станице Старочеркасской. Как заявил руководитель отделения, общественники и историки выяснят, есть ли у РПЦ основания претендовать на светские постройки, среди которых так называемый Атаманский дворец.
Кроме того, местные жители начали сбор подписей против решения правительства на сайте петиций Change.org. В обращении к губернатору Ростовской области Василию Голубеву, министру культуры региона Александру Резванову и министру культуры РФ Владимиру Мединскому они указали, что дворец никогда не принадлежал церкви и является «символом воинской славы». Передача здания РПЦ «будет означать фактическое уничтожение Старочеркасского музея-заповедника», говорится в тексте петиции. Свои подписи под заявлением оставили более 500 человек.
Активисты, протестующие против передачи музейных зданий епархии, опасаются, что местные жители и туристы лишатся свободного доступа в старинные здания, а также того, что за памятниками не будет надлежащего ухода. Как сообщается в петиции на Change.org, за последние годы Ростовской епархии были переданы 12 зданий, в том числе нецерковных. «Судьба этих памятников истории и архитектуры вызывает серьезное беспокойство: их реставрация и поддержание в надлежащем виде требует специальных знаний, серьезных денежных вложений и кропотливой работы», – говорится в петиции.
Добавим, что и Исаакиевский собор до Октябрьской революции также находился в государственной, а не церковной собственности.
К сожалению, сценарии таких конфликтов довольно типичны, причем госструктуры не желают брать на себя роль арбитра. Нет никакого поля для дискуссий, временных мер или полюбовного решения, в результате споры в большинстве случаев решаются в пользу Церкви. Музеи и храмы все чаще воспринимаются как стороны противостояния. А редкие победы учреждений культуры – как успешно отбитые атаки.
В такой ситуации круговой обороны живет музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге. В июне 2015 года Росимущество отказало Единоверческой церкви в передаче в аренду здания Никольской церкви в Петербурге. В нем с 1937 года располагается Музей Арктики и Антарктики. Официальная причина отказа — отсутствие охранных обязательств со стороны церкви.
«Несомненно, закон о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения отменять не нужно, но его нужно применять дифференцированно, серьезно рассматривая и обсуждая каждый конкретный случай. Если в зданиях храмов находятся учреждения культуры, причем более трех четвертей века, то они составляют часть культурной инфраструктуры города. Для трех поколений жителей Санкт-Петербурга улица Марата и музей Арктики и Антарктики — синонимы. Наша позиция является четкой и определенной, и я чувствую поддержку этой позиции у подавляющего большинства людей города — и верующих, и неверующих» - указывает в обращении к посетителям сайта музея его директор, В.И. Боярский.
На общем фоне очень логичным выглядит предложение Михаила Пиотровского перенести опыт петербургских музеев на всю Россию. Он напомнил про ситуацию с Исаакиевским собором, который отстоял притязания Русской православной церкви и смог договориться с представителями РПЦ. Летом 2015 года Петербургская епархия обратилась с просьбой о передаче Исаакиевского собора из городской собственности в ведение РПЦ, но в сентябре власти города решили оставить храм в статусе музея из-за экономических проблем, так как в случае передачи Церкви все расходы по его содержанию легли бы на городской бюджет.
«В дискуссии о том, какая формула предпочтительнее – «музей-храм» или «храм-музей», необходимо помнить, что храмы строились как памятники архитектуры, а музеи на протяжении почти всего ХХ века сохраняли от уничтожения сами храмы, предметы церковного искусства и память об истории христианства», – заявил М. Пиотровский.
На предложение моратория уже ответил глава синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
Он считает, что в такой мере нет необходимости: «Действующий закон предполагает однозначное обязательство государства передать всё имущество религиозного назначения, которое было беззаконно отобрано. Мне кажется, 6-летнего срока на эту передачу вполне достаточно даже в сегодняшних кризисных условиях, когда переселение и поиск нового места требует времени и дополнительных средств. Религиозные общины проявляют умеренность и договороспособность в тех случаях, когда речь идет об особо значимых учреждениях, в частности музеях. Кстати, именно имея в виду непростую ситуацию, Церковь не настаивает сегодня на немедленной передаче многих зданий, где сейчас располагаются культурные учреждения».
При нынешней расстановке мнений, слово – за законодателями, которые или примут, или отвергнут временную поправку в закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
Очевидно, что это хороший шанс для государства наконец-то проявить себя как модератора дискуссии, а не как поставщика поводов для ее начала.