Деревянное настроение
Не дождавшись от Минкультуры РФ федеральной Концепции сохранения деревянного зодчества, регионы принимают собственные
«Хранители Наследия»
Видимо, отчаявшись дождаться, когда Минкультуры РФ примет и начнет реализовывать разработанную еще в 2015 году по его же заказу и оплаченную за бюджетный счет Концепцию сохранения памятников деревянного зодчества России, в регионах приступили к разработке собственных деревянных стратегий.
Санкт-Петербург: концепция одобрена, очередь за программой
28 марта Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга при участии врио губернатора Александра Беглова заслушал Концепцию сохранения памятников деревянной архитектуры и одобрил ее. Профильным городским ведомствам поручено в течение месяца подготовить на основе Концепции Программу сохранения деревянных памятников города на Неве.
Примечательно, что увертюрой к этому заседанию стал визит врио губернатора на дачу Гаусвальд на Каменном острове. Этот памятник деревянного зодчества, известный миллионам российских телезрителей по фильмам о Шерлоке Холмсе, где он снялся в роли «дома Ирен Адлер», еще в 2014 году фактически приговорили к замене новоделом – из-за аварийности и якобы непреодолимой зараженности конструкций грибком. Однако при более тщательных исследованиях выяснилось, что можно сохранить более 75 процентов подлинника, о чем мы рассказывали в 2017 году.
Сейчас реставрация дачи Гаусвальд подходит к финалу, ее должны завершить к лету 2019 года, причем реставраторам удалось сохранить даже более 80 % подлинного материала. Чтобы заменять негодные бревна сруба аутентичным материалом, в Ленинградской области специально купили несколько деревянных изб XIX века. Как отмечает петербургская пресса, теперь дача Гаусвальд – пример того, как нужно реставрировать деревянные памятники. Вот и Александр Беглов ее похвалил: «Хорошее отношение здесь и реставраторов, и строителей, которые подошли по-отечески, патриотически. Это хороший пример отношения собственника к нашей истории деревянного зодчества».
Вдохновившись таким примером, врио губернатора и Совет по культурному наследию занялись Концепцией сохранения памятников деревянной архитектуры Санкт-Петербурга.
Разрабатывало ее с 2018 года по заказу петербургского КГИОП архитектурное бюро Никиты Явейна «Студия 44». Примечательно, что петербургская концепция была профинансирована городским бюджетом щедрее (4,9 млн руб.), нежели министерская – федеральным (3,6 млн).
Исследователи насчитали в Санкт-Петербурге 271 памятник деревянной архитектуры (ПДА), в том числе 43 федерального значения, 186 регионального и 42 выявленных. Из них 57 (21 %) – в неудовлетворительном состоянии, 17 (6 %) в аварийном, 19 (7 %) в руинированном, а 31 (11 %) полностью утрачен.
В собственности Санкт-Петербурга находится 67 ПДА, в совместной собственности города с частными лицами – 2, в частной собственности – 109, в собственности Российской Федерации – 54.
В черте города деревянных памятников всего 22, хотя еще в начале ХХ века в Санкт-Петербурге насчитывалось около 11 тысяч деревянных домов. В основном петербургские ПДА – это виллы и дачи бывших пригородов, о бедствиях которых мы не раз писали.
По всем объектам были проведены фотофиксация и натурные исследования, для каждого разработана учетная карточка, проанализирована имеющаяся документация. На основе всего этого созданы методические рекомендации по госохране, реставрации и использованию ПДА.
Как сообщалось накануне обсуждения, учетная карточка каждого из 271 ПДА включает семь информационных блоков: 1) общие данные, 2) историческая информация, 3) современное состояние, 4) основные технико-экономические показатели, 5) рекомендации по сохранению памятника, 6) приложения, 7) оценка по специально разработанной методике.
Критерии оценки историко-культурной ценности таковы: подлинность, мемориальная ценность, архитектурная ценность и историческая ценность, характеризуемая временем постройки. В качестве критериев оценки современного состояния были приняты следующие показатели: техническое состояние, характер эксплуатации, обеспеченность инженерными коммуникациями и доступность (транспортная и пешеходная). Для каждого из указанных критериев была разработана шкала баллов (от 0 до 100) и принят «вес» критерия (от 0 до 100 %), отражающий влияние на общую оценку.
Оценки наследия в баллах, конечно, чреваты разделением его на «ценное» и «не ценное», т.е. могут привести ведут в конечном счете к утратам. Однако подобный системный подход к инвентаризации деревянного наследия заслуживает того, чтобы его взяли на вооружение во всех городах России, сохранивших значительные массивы деревянной исторической застройки.
По словам архитектора Никиты Явейна, «одной из важных проблем является то, что сегодня на территории Петербурга свыше 50 объектов деревянного зодчества, находящихся в приемлемом состоянии, никак не эксплуатируются».
По итогам инвентаризации петербургские деревянные памятники разделили на четыре категории. К первой, как рассказывает архитектор «Студии 44» Илья Сабанцев, отнесены “объекты, имеющие высокую степень культурной ценности и хорошее текущее состояние, не требующее незамедлительного ремонта”. Ко второй – “объекты, имеющие высокую культурную ценность, но плохое текущее состояние. Такие требуют ремонта в первую очередь”. К третьей – “объекты, имеющие невысокую степень культурной ценности и хорошее текущее состояние. В основном это так называемые «новоделы», то есть дома, которые были полностью разобраны и построены заново”. Четвертая группа – это “объекты, в подлинности и культурной ценности которых есть сомнения, и которые пребывают в плохом текущем состоянии”.
“Новоделы” Концепция рекомендует разжаловать из памятников в «знаковые объекты исторической среды». Такой дефиниции в законе нет, следовательно, нужно предлагать поправки в 73–ФЗ. (Зачем это делать, не вполне понятно, можно ведь воспользоваться статусом ценного градоформирующего объекта.) Другой законодательной новацией должно стать введение понятия «объект деревянной архитектуры (зодчества)».
За вычетом 58 “новоделов” и 11 утраченных памятников, которые, по мнению авторов Концепции, нужно просто вывести из реестра, в Петербурге останется 202 ПДА, которые требуют сохранения в рамках городской программы.
Врио губернатора Александр Беглов концепцию одобрил: “Я полностью согласен с тем, что нужно выработать единый подход, должно быть взаимодействие. Концепция дает нам возможность начать взаимодействие с собственниками зданий, это во-первых. Во-вторых, нам нужно выработать решения о том, что нам делать со своей собственностью. Одной концепцией мы при этом не обойдемся – это только первый шаг. На базе этой концепции нам нужно начинать разрабатывать программу конкретных действий”. Александр Беглов также высказался за размещение в ПДА различных культурных центров и музеев.
Заместитель председателя Совета по культурному наследию Михаил Мильчик напомнил, что о программе спасения деревянного Петербурга шли разговоры еще семь лет назад, в 2012 году: “Еще тогда нужно было немедленно готовить эту программу. Однако дело замерло, и уже в этом году мы рискуем утратить 20 объектов деревянного зодчества. Я очень рад, что наконец-то появилась детальная концепция. Это первый случай такой хорошей систематизации сведений об объектах. Хорошо проработаны и подробные рекомендации по работе с ними. Со своей стороны я предложил бы также внедрить систему штрафов и поощрений: поощрять тех частных собственников, которые поддерживают культурное наследие в хорошем состоянии, а штрафы применять к тем, кто не только не делает этого, но и способствует разрушению памятников”.
Программа, разработанная на основе Концепции, в середине апреля 2019 года должна быть представлена Совету по культурному наследию.
P.S. Критический взгляд на материалы Концепции – от петербургских градозащитников.
Карелия: Центр по сохранению памятников деревянного зодчества
За день до заседания петербургского совета, 27 марта, в Петрозаводске под председательством главы Республики Карелия Артура Парфенчикова прошло первое заседание республиканского Совета по сохранению историко-культурного наследия. Он был создан в январе 2019 года по инициативе академика Вячеслава Орфинского и реставратора Виталия Скопина.
Карельский Совет обсуждал программу, значение которой выходит за пределы региона, создание в Петрозаводске Центра по сохранению памятников деревянного зодчества.
Согласно сообщению официального портала республики, участники заседания констатировали, что “в российских учебных заведениях не ведется полноценная подготовка реставраторов памятников деревянного зодчества − проектировщиков и производственников. Оптимальные условия для обучения таких специалистов сложились в Карелии”. Об этом заявила начальник республиканского управления по охране объектов культурного наследия Юлия Алипова.
В 2016 году “Хранители Наследия” сообщали о создании в Петрозаводском госуниверситете регионального отделения кафедры ЮНЕСКО по изучению и сохранению объектов деревянного зодчества. С 2018 года университет возобновил подготовку реставраторов деревянного зодчества.
Как решил карельский Совет по наследию, создание Центра по сохранению памятников деревянного зодчества на базе кафедры ЮНЕСКО при ПетрГУ позволит объединить усилия ведущих специалистов, в том числе сотрудников действующего при музее-заповеднике «Кижи» плотницкого центра. Учебно-производственный комплекс для проведения практических занятий предполагается построить на территории университетского городка.
Идею создания в Карелии центра по сохранению памятников деревянного зодчества поддержала член Научно-методического совета при Минкультуры РФ России Ирина Семенова.
Юлия Алипова сообщила ТАСС: “Речь идет о том, чтобы объединить все наши ресурсы и встроить их в планы университета. Мы планируем выстроить полный цикл подготовки специалистов, это архитекторы-реставраторы, инженеры-реставраторы, это рабочие специальности вплоть до плотников-реставраторов и также определенная методическая поддержка, разработка необходимой учебной литературы”. “Мы планируем, что это должен быть центр не на уровне Республики Карелия, а как минимум в масштабах Северо-Запада России и Русского Севера в целом, также он мог бы работать на международное направление”, – добавила Юлия Алипова.
Участники заседания также обсудили вопрос пожарной безопасности памятников деревянного архитектуры, причем Артур Парфенчиков предложил начать сотрудничество с петрозаводским заводом пожарной робототехники: “
У нас – самые современные роботизированные системы пожаротушения”.
От редакции. Городам и регионам, где нет Советов по культурному наследию, например, Москве, видимо, остается ждать, когда концепцию сохранения памятников деревянного зодчества примут на федеральном уровне. В этой связи, конечно, было бы интересно услышать от Минкультуры РФ – окончательно оно похоронило свою Концепцию в недрах Роскультпроекта или все же нет? В начале 2019 года были неясные толки о возобновлении работы над документом и даже о проведении выездного заседания коллегии Минкультуры в центре одного из соседних с Москвой регионов. Но – тишина…
Иллюстрации: aaaunion.ru, архив редакции