«Дом Анны Монс» призывают вернуть из Роскосмоса
«Хранители Наследия»
Несколько общественных организаций, занятых сохранением культурного наследия, решили в жанре открытого письма напомнить Мэру Москвы о незавидной судьбе единственного памятника эпохи императора Петра Великого, сохранившегося в московской Немецкой слободе – т.н. «Дома Анны Монс» в Старокирочном переулке, 6. По новейшим данным, дом принадлежал голландским врачам Вандергульстам, придворным лекарям царей Алексея Михайловича и Петра Великого.
Дом в Старокирочном переулке в 1967 году
В письме подчеркивается, что здание является охраняемым государством объектом культурного наследия федерального значения, но «не реставрируется, не используется, ветшает и разрушается».
"Дом Анны Монс" в 2013 году
Более того, «в течение уже почти 30 лет уникальный памятник истории и культуры фактически выключен из культурного и туристического оборота, поскольку ни москвичи, ни гости города не могут даже увидеть его. В 1986 г. памятник был застроен по линии Старокирочного переулка безликим бетонным производственным корпусом, после чего оказался на закрытой и недоступной территории».
Середина 1980-х гг. Палаты еще видны со Старокирочного переулка
По сведениям, извлеченным градозащитниками из переписки с официальными инстанциями, пользователем здания, находящегося в собственности Российской Федерации, является ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем», одним из учредителей которой, в свою очередь, является Роскосмос. В июне 2010 года пользователем оформлено охранное обязательство о проведении полного комплекса ремонтно-реставрационных работ на памятнике, однако за четыре с половиной года дом Вандергульстов не дождался ни реставрационных, ни противоаварийных работ.
Отметив, что закрытость территории, на которой находится памятник архитектуры, «нарушает требования законодательства Российской Федерации о доступе культурных ценностей для граждан», общественные деятели высказались за «возвращение уникального исторического и культурного объекта городу Москве, обеспечение его сохранения, реставрации и доступности его для жителей и гостей нашего города».
Авторы письма обращаются к Сергею Собянину с просьбой «взять сохранение этого объекта под свой личный контроль» и «дать поручение соответствующим структурам исполнительной власти города, в первую очередь Департаменту культурного наследия города Москвы, предпринять меры для обеспечения проведения пользователем памятника необходимого комплекса противоаварийных и реставрационных работ».
В качестве генеральной меры по спасению палат Вандергульстов Сергея Собянина просят «рассмотреть вопрос о возможности приобретения либо передачи памятника в собственность города Москвы, либо арендования его городом у Российской Федерации». По мнению авторов, «только так можно обеспечить сохранность данного объекта, его реставрацию и включение его в культурную жизнь окрестного района и всего города». В доме, по предложению общественников, может быть размещен «созданный местными жителями еще в 1980-е гг. народный краеведческий музей района, который ныне ютится в не приспособленном для этого помещении одной из соседних школ и также не доступен для посещения».
Так мог выглядеть дом Вандергульстов в конце XVII в. Макет работы Николая Аввакумова в экспозиции народного краеведческого музея Немецкой слободы
Письмо Сергею Собянину подписали представители Общественного движения «Архнадзор», Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Совета по градостроительному развитию Москвы Союза московских архитекторов, Союза краеведов России.
Досье. Палаты в Старокирочном переулке, известные как “Дом Анны Монс”, построены во второй половине XVII в. После Вандергульстов палаты в середине XVIII в. принадлежали отставному полковнику Ознобишину, в конце столетия некоему иноземцу Витману, а в начале XIX в. придворному камер-фурьеру Якову Граве. Дом является единственным дошедшим до наших дней образцом застройки Немецкой слободы петровского времени и, поскольку принадлежал царскому врачу, наверняка видел в своих стенах молодого Петра I.
Дом Анны Монс. Рисунок Евгения Куманькова. 1960-е гг.
Несмотря на “иноземные” принадлежность, имя и месторасположение, дом – и по композиции, и по отделке – представляет собою яркий образец архитектуры “московского барокко”. Древнее ядро здания - два нижних этажа со сводами и следами стёсанного декора под штукатуркой фасадов. На дворовом фасаде сохранились остатки узорочных наличников, характерных для середины XVII в. Декор парадного фасада, обращенного к переулку, более импозантен: профилированные обрамления окон и колонки дополнены белокаменным карнизом и фронтонами.
Верхний этаж дома с деревянным мезонином надстроен в конце XIX в., тогда же была изменена отделка фасадов.
Специалисты единодушно характеризовали “дом Анны Монс” как один из интереснейших памятников раннепетровской Москвы, подчеркивая, что прекрасно сохранившиеся первоначальная планировка и детали декора фасадов позволяют восстановить его древний облик.
Иллюстрации: http://alex-i1.livejournal.com