«Дом Анны Монс» призывают вернуть из Роскосмоса

«Дом Анны Монс» призывают вернуть из Роскосмоса

02.12.2014
«Дом Анны Монс» призывают вернуть из Роскосмоса

«Хранители Наследия»

Несколько общественных организаций, занятых сохранением культурного наследия, решили в жанре открытого письма напомнить Мэру Москвы о незавидной судьбе единственного памятника эпохи императора Петра Великого, сохранившегося в московской Немецкой слободе – т.н. «Дома Анны Монс» в Старокирочном переулке, 6. По новейшим данным, дом принадлежал голландским врачам Вандергульстам, придворным лекарям царей Алексея Михайловича и Петра Великого.

Монс1980-е.jpg Дом в Старокирочном переулке в 1967 году

В письме подчеркивается, что здание является охраняемым государством объектом культурного наследия федерального значения, но «не реставрируется, не используется, ветшает и разрушается». 

Монс2013.jpg "Дом Анны Монс" в 2013 году

Более того, «в течение уже почти 30 лет уникальный памятник истории и культуры фактически выключен из культурного и туристического оборота, поскольку ни москвичи, ни гости города не могут даже увидеть его. В 1986 г. памятник был застроен по линии Старокирочного переулка безликим бетонным производственным корпусом, после чего оказался на закрытой и недоступной территории».

Монс1986.jpg Середина 1980-х гг. Палаты еще видны со Старокирочного переулка

По сведениям, извлеченным градозащитниками из переписки с официальными инстанциями, пользователем здания, находящегося в собственности Российской Федерации, является ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем», одним из учредителей которой, в свою очередь, является Роскосмос. В июне 2010 года пользователем оформлено охранное обязательство о проведении полного комплекса ремонтно-реставрационных работ на памятнике, однако за четыре с половиной года дом Вандергульстов не дождался ни реставрационных, ни противоаварийных работ.

монс и др.jpgмонс и др2.jpg

монс и др3.jpg

Отметив, что закрытость территории, на которой находится памятник архитектуры, «нарушает требования законодательства Российской Федерации о доступе культурных ценностей для граждан», общественные деятели высказались за «возвращение уникального исторического и культурного объекта городу Москве, обеспечение его сохранения, реставрации и доступности его для жителей и гостей нашего города».

Авторы письма обращаются к Сергею Собянину с просьбой «взять сохранение этого объекта под свой личный контроль» и «дать поручение соответствующим структурам исполнительной власти города, в первую очередь Департаменту культурного наследия города Москвы, предпринять меры для обеспечения проведения пользователем памятника необходимого комплекса противоаварийных и реставрационных работ».

В качестве генеральной меры по спасению палат Вандергульстов Сергея Собянина просят «рассмотреть вопрос о возможности приобретения либо передачи памятника в собственность города Москвы, либо арендования его городом у Российской Федерации». По мнению авторов, «только так можно обеспечить сохранность данного объекта, его реставрацию и включение его в культурную жизнь окрестного района и всего города». В доме, по предложению общественников, может быть размещен «созданный местными жителями еще в 1980-е гг. народный краеведческий музей района, который ныне ютится в не приспособленном для этого помещении одной из соседних школ и также не доступен для посещения».

МонсМакет.jpg Так мог выглядеть дом Вандергульстов в конце XVII в. Макет работы Николая Аввакумова в экспозиции народного краеведческого музея Немецкой слободы

Письмо Сергею Собянину подписали представители Общественного движения «Архнадзор», Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Совета по градостроительному развитию Москвы Союза московских архитекторов, Союза краеведов России.

Досье. Палаты в Старокирочном переулке, известные как “Дом Анны Монс”, построены во второй половине XVII в. После Вандергульстов палаты в середине XVIII в. принадлежали отставному полковнику Ознобишину, в конце столетия некоему иноземцу Витману, а в начале XIX в. придворному камер-фурьеру Якову Граве. Дом является единственным дошедшим до наших дней образцом застройки Немецкой слободы петровского времени и, поскольку принадлежал царскому врачу, наверняка видел в своих стенах молодого Петра I.

МонсКуманьков.jpg Дом Анны Монс. Рисунок Евгения Куманькова. 1960-е гг. 

Несмотря на “иноземные” принадлежность, имя и месторасположение, дом – и по композиции, и по отделке – представляет собою яркий образец архитектуры “московского барокко”. Древнее ядро здания - два нижних этажа со сводами и следами стёсанного декора под штукатуркой фасадов. На дворовом фасаде сохранились остатки узорочных наличников, характерных для середины XVII в. Декор парадного фасада, обращенного к переулку, более импозантен: профилированные обрамления окон и колонки дополнены белокаменным карнизом и фронтонами. 

МонсНаличники.jpg

Верхний этаж дома с деревянным мезонином надстроен в конце XIX в., тогда же была изменена отделка фасадов.

Специалисты единодушно характеризовали “дом Анны Монс” как один из интереснейших памятников раннепетровской Москвы, подчеркивая, что прекрасно сохранившиеся первоначальная планировка и детали декора фасадов позволяют восстановить его древний облик.

Иллюстрации: http://alex-i1.livejournal.com

На главную