Екатеринбург изменившимся лицом бежит пруду

Екатеринбург изменившимся лицом бежит пруду

30.10.2017
Екатеринбург изменившимся лицом бежит пруду

В Екатеринбурге отказались от резонансной идеи построить собор Святой Екатерины на насыпном острове на городском пруду и уже даже выбрали новую площадку: на Октябрьской площади у зданий Театра драмы и правительства Свердловской области. К такому решению пришли на заседании рабочей группы по вопросам строительства храмового комплекса. Идею подал губернатор Свердловской области Евгений КУЙВАШЕВ. 

Он даже признался, как сообщает местная пресса, что решение было принято давно, но он специально выдерживал паузу, чтобы обсуждение собора не затерялось в агитационном шуме кандидатов на пост губернатора. Инициативу переноса одобрила рабочая группа и рекомендовала сделать то же самое градостроительному совету.

По мнению специалиста Музея истории Екатеринбурга и историка Евгения Бурденкова, собор идеально впишется в уже существующий городской ландшафт Октябрьской площади: «Здесь, на правом берегу Исети, сосредоточение архитектурных объектов, связанных с властными и бизнес-структурами. Этот проект, если он будет реализован, как раз войдёт в историю как некая образцовая по репрезентации картинка того, что происходило в Екатеринбурге в начале XXI века. И место между «Ельцин Центром», зданием областного правительства и домом горного начальника по стилистике столь эклектично и разнопланово, что храм будет здесь все это пространство собирать».

Вообще слова «собирать», «согласие», «общегражданский проект» стали все чаще звучать в связи с темой, которая еще совсем недавно была накалена до предела. Идея строительства храма к 300-летию Екатеринбурга именно на городском пруду – идея, презентованная как дар меценатов и властей  родному городу - расколола общество на непримиримые стороны. И сегодня ни представители власти, ни интеллигенция, ни представители профессионального сообщества не отрицают, что отказались застраивать пруд именно благодаря активности горожан. (Хронику противостояния можно посмотреть по ссылке http://strelka.com/ru/magazine/2017/10/20/otstoyali-hram-na-vode)

Но важно, что активность эта носила характер созидательный, вектор ее был не «против» храма, а «за» пруд. И слова губернатора Куйвашева о несогласных с генеральной линией «общественных террористах» никак не вязались с мирными красивыми акциями «Обними пруд».

А потому важно, что общественность победила, но еще важнее, что постепенно складывается схема сближения и диалога, которую потом можно переносить и на другие градостроительные конфликты. Именно об этом сейчас говорят многие, так или иначе вовлеченные в ситуацию с Храмом-на воде. 

Безымянный8.jpg

Политолог Александр Белоусов: «Есть возможность начать диалог с чистого листа, постараться не допустить политизации, обнулить все, что было сказано, постараться обойтись без взаимных обвинений. Или снова начнется политизация. Диалог возможен всегда и потребность в нем есть».

Дмитрий Москвин, со-основатель Комитета городского пруда, политолог, разработчик авторских экскурсий: Если говорить про комитет, то его главная особенность в том, что он горизонтальный. Мы сразу договорились, что не будет лидера, который выступал бы единственным спикером. Движение открыто для любых людей, которые разделяют главную цель — защиту городского пруда от застройки. Были те, кто хотел выступать против храма вообще, но это неправильно. Поэтому речь шла именно о пруде. Екатеринбург рос на воде, и этот пруд никто никогда не застраивал. Это единственное открытое пространство в городе и единственный способ очистки воздуха в центре.

Тимур Абдуллаев, главный архитектор Екатеринбурга с 2015 до 2017 год: «Больше всего в этой истории поразила слабость местного Союза архитекторов и его правления во главе с председателем, которые не только не выступили с внятной и чёткой позицией, но даже побоялись провести открытое обсуждение этого вопроса на своей площадке. Поэтому архитектурное сообщество вынуждено было собираться в Союзе писателей, чтобы заявить свою позицию. Не без труда мне удалось убедить коллег инициировать обсуждение этого вопроса внутри администрации города, между представителями общественности, чиновниками, епархией и инвесторами храма, но, к сожалению, оно приобрело закрытый характер и СМИ туда не допустили!»

Марина Сахарова, участник Комитета городского пруда, градостроитель, координатор движения «Реальная история»: «Если говорить о будущем города, то место, где планировалось строить храм, соседствует со спортивным комплексом «Динамо», который может стать одним из номинантов для включения в объекты наследия ЮНЕСКО как объект архитектуры авангарда. Поэтому было важно не строить что-то вблизи него, так как это сразу же закрывает продвижение «Динамо» в ЮНЕСКО. Также история Екатеринбурга началась с пруда: это единственный объект, который сохранился от города с XVIII века. Строительство и изменение береговой линии нарушило бы историческую конфигурацию пруда и добавило бы мусор в реку Исеть, что плохо бы сказалось на её состоянии». 

Евгений Ройзман, мэр Екатеринбурга: «Решение перенести строительство храма — это уже компромисс. Администрация в этом вопросе не участвует: у города нет градостроительных полномочий, и мы здесь только как сторонние наблюдатели. Но я думаю, что впредь таких ситуаций не будет возникать. Нужно дальше привлекать городское сообщество, хорошо презентовать проект, сделать обсуждение, и тогда ситуацию окончательно решат».

Досье: Собор Святой Екатерины, известный также как Екатерининский горный собор, возвели ещё в 1723 году, сразу после основания Екатеринбурга. До самого сноса в 1930 году он был одним из главных храмов города. Изначально он стоял на левом, возвышенном берегу Исети, к востоку от Кафедрального собора, на Екатерининской площади (современная площадь Труда). Сейчас на его месте разбит сквер с фонтаном «Каменный цветок», а в 1998 году на месте, где располагался алтарь разрушенного собора, построили часовню.

 

 

На главную