«Естественное исчезновение»
В Ленинградской области явочным порядком уже несколько недель происходит перенос деревянной церкви Елисея Пророка 1899 года из обезлюдевшего села Сидозеро в «туристическую деревню» Верхние Мандроги на реке Свири. Логика инициаторов проста: на историческом месте храм разрушается, а на новом будет сохранен и послужит целям туризма.
Как рассказывает региональное телевидение, «на минувшей неделе с нее сняли главки, а значит, в летописи, повествующей о необычном храме на берегу Сидозера остались последние строчки. Сколько лирики в этом событии - и печали, и раздумий. Ни государству, ни церкви, как институту - храм оказалось не жалко. Усилий не предприняли. Естественное исчезновение. Вокруг - обезлюдевшие пространства, бездорожье. Хотя, судя по огромному количеству фотографий в Интернете - люди были готовы ради таких кадров - идти километры пешком. Сейчас энтузиастов приглашают совсем по другому поводу - помочь по льду озера перенести элементы храма - грузовик сюда не загонишь - так что переносят церковь на руках. Уже через месяц ее окончательно разберут как 3D-пазл. А соберут уже на частной территории в туристическом поселении Верхние Мандроги. Да, это бизнес. Но и спекулировать этим фактом как-то неприлично. Ведь иного способа спастись у шедевра деревянного русского зодчества не было».
Действительно, щемящие кадры: доски и детали декора местный житель грузит на салазки – и везет через замерзшую реку на другой берег, в новую жизнь. Доброволец.
В свирских интернет-сообществах делятся подробностями: перенос храма одобрен местными депутатами и реставратором Марком Колядой. Разбирают церковь почему-то русины, приехавшие с Западной Украины, которые, оказывается, «перенесли в России уже немало часовен и храмов, но такого, как в Сидозере, ещё не встречали. Плотники Запада всё тщательно замеряют и помечают специальными метками, чтобы сохранить собранный уже в Мандрогах шедевр нашей архитектуры в первозданном образе. Уцелевшие от разрушительного влияния влаги венцы и доски так крепки, что простоят, по их словам, еще ни одно столетие, как и кованные местные кузнецами гвозди. Но часть стен, к сожалению, превратилось в труху, поэтому придётся вместо сгнивших брёвен готовить новые... Неоценимую помощь шести разбирающим наш храм жителям Закарпатья оказал бескорыстно эстонец Расмус Хорде, который уже несколько лет живёт в Лодейном Поле и имеет современную дорожную технику для преодоления труднодоступных мест».
Пока русины Закарпатья и примкнувший к ним бескорыстный эстонец разбирают храм Елисея Пророка, соотечественники ездят в Сидозеро попрощаться. Петербургский фотограф Алексей Кораблев, например, опубликовал в социальной сети репортаж:
«С одной стороны, отрадно, что церковь не канет в века, а обретёт новое рождение на новом месте. С другой стороны, в отрыве от своей земли она и потеряет немало: ту благодать, ту намоленность, ту силу, которые и хранили её все эти годы. Подпорожский район лишается исторического памятника - одной из красивейших жемчужин деревянного зодчества северо-западного региона. В Мандрогах храм поставят, отреставрируют и станет он красивым муляжом самого себя.
Я приехал снимать его в последний раз для себя и для истории, и как раз попал на первый день разбора... Несмотря на пасмурную погоду с утра, храм встретил меня солнцем. Посреди всего этого сияющего белоснежного великолепия он торжествовал своею уникальной красотой в последний раз».
Несколько лет назад путешественники-активисты пытались еще сподвигнуть органы власти на реставрацию, организовывали субботники. Волонтеры даже сделали лазерные обмеры, 3D-модель церкви.
Однако в Подпорожском районе Ленинградской области приняли иное решение.
Михаил Ильин, координатор общественного проекта «Неизвестная провинция», комментирует ситуацию так: «Смешанные чувства... С одной стороны, так её, отремонтированную и практически обречённую на родном месте на погибель, смогут увидеть многочисленные туристы, путешествующие по популярному водному пути из Санкт-Петербурга в Москву, Кижи, Соловки. С другой - набравшее в последнее время популярность Подпорожское Кольцо лишается одной из главных своих изюминок, пусть самой молодой и самой труднодоступной из восхитительной россыпи уцелевших деревянных храмов и часовен на правобережье Свири».
Судя по публикациям местных источников, вслед за сидозерским храмом в «туристическую деревню» планируют переселять другие памятники деревянного зодчества: «Так будет реализована давняя идея о переносе части храмов Присвирья для создания в Верхних Мандрогах единого архитектурно-исторического комплекса... Храм Дмитрия Мироточивого в Щелейках местные жители от переезда отстояли, а в обезлюдевших деревнях нашего края другой реальной возможности спасти жемчужины народного зодчества старых мастеров не просматривается. Следующими в очереди на новоселье могут стать храм Петра и Павла с уже упавшим куполом в Прионежской Кузре и церковь Георгия Победоносца в Каргиничах, а также другие погибающие строения прошлых веков».
Особо примечательно во всей этой истории, что никто даже не вспоминает об органах охраны памятников, а церковь в публикациях именуется бесхозной и не охраняющейся государством.
По факту, собственно, так и есть. Но по статусу – храм Елисея Пророка в Сидозере с 2002 года является выявленным объектом культурного наследия (с пометой в реестре – «нежилая местность»). В перечне документов на сайте Комитета по культуре Ленинградской области не обнаруживается никаких выданных разрешений на работы на памятнике, не говоря уж о его разборке и переносе. Минкультуры РФ, которое по закону должно санкционировать перемещение объекта культурного наследия, также разрешений не выдавало.
- Ну и что? – спросите вы. – Лучше пусть на историческом месте законно гниет?
- Нет. Не лучше.
Комментарий заместителя директора Департамента государственной охраны культурного наследия Минкультуры РФ Георгия Сытенко:
- Принятие решений о перемещении объектов культурного наследия по закону находится в исключительной компетенции Министерства культуры России. А предотвращение незаконного перемещения памятников - одна из задач государственной охраны культурного наследия. Что касается выявленных объектов, то к самой возможности перемещения их вообще нужно относиться с крайней осторожностью, поскольку окончательная экспертиза историко-культурной ценности по ним не проводилась, и при перемещении может быть утрачено то, что может являться основанием для внесения объекта в Единый госреестр. В факте перемещения памятника без согласования этого вопроса с Минкультуры РФ имеются признаки нарушения законодательства. Мы будем предметно заниматься этим фактом, свяжемся с органами власти региона, в том числе и правоохранительными.
Досье. Церковь Елисея Пророка в многолюдной тогда деревне Сидозеро Олонецкого уезда Олонецкой губернии была освящена 13 июня 1899 года. Редкое посвящение - в честь ветхозаветного Пророка Елисея, ученика Пророка Илии - связано с тем, что храм строился на месте захоронения монаха Елисея, инока соседней Яблонской пустыни. К могиле местночтимого монаха совершалось паломничество, число желающих ее увидеть росло из года в год, и в конце XIX века решено было выстроить на этом месте храм. Средства на строительство, происходившее в 1898-1899 гг., пожертвовал петербургский купец Александр Андреев. Архитектор храма остается неизвестным; предполагается, что его проектировал некий петербургский мастер, придавший сооружению черты «дачного модерна».
Фото: Алексей Кораблев, Петр Васильев/«Свирские берега»