Инструкция по телепортации
Министерство культуры РФ разработало законопроект, регулирующий весьма тонкую и иногда болезненную сферу сохранения наследия – перемещение памятников.
Законопроект о соответствующих поправках к нашему любимому 73-ФЗ, проходящий ныне стадию общественного обсуждения, опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Документ предлагает наделить федеральный орган охраны памятников следующими полномочиями: определение порядка принятия решения о перемещении объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;
«определение критериев отнесения объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к объектам культурного наследия, находящимся под влиянием неблагоприятного воздействия окружающей среды, иных негативных воздействий неустранимого характера»;
«определение формы, порядка и сроков общественного обсуждения проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, предусматривающей перемещение объекта культурного наследия».
И, что весьма логично, законопроект предлагает ввести в базовый Федеральный закон специальную статью о перемещении объектов культурного наследия.
В ней провозглашается, что работы «по сохранению с перемещением» допустимы (но не обязательны) «в исключительном случае, при наличии на территории объекта культурного наследия неблагоприятного воздействия окружающей среды, иных негативных воздействий неустранимого характера».
Тут же разъясняется, что это такое: «Под неблагоприятным воздействием окружающей среды на объект культурного наследия, включенный в реестр, иными негативными воздействиями неустранимого характера понимаются подтопление территории, движение грунтов, расположение объекта культурного наследия на удаленной от населенных пунктов, труднодоступной территории».
При этом «критерии отнесения объекта культурного наследия, включенного в реестр, к объектам культурного наследия, находящимся под влиянием неблагоприятного воздействия окружающей среды, иных негативных воздействий неустранимого характера, устанавливаются Правительством Российской Федерации».
Далее следует загадочное: «Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, предусматривающая перемещение объекта культурного наследия подлежит общественному обсуждению с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне».
И наконец, два ограничения:
«Работы по сохранению объекта культурного наследия, предусматривающие перемещение объекта культурного наследия, проводятся в срок, не превышающий 3 года с момента вступления в силу акта о его перемещении»;
«перемещение выявленных объектов культурного наследия не допускается».
Комментарий «Хранителей Наследия»: законодательное уточнение критериев и правил перемещения памятников, безусловно, необходимо, так что инициатива Минкультуры уместна и своевременна. Однако обозначенные в документе признаки «неблагоприятного воздействия неустранимого характера» столь широки, что формально под них можно подвести практически любой памятник. Подтопление территории – какое? Сезонное или разовое? Глубокое или мелкое? От каких причин? Грунтовые воды, как известно, гуляют везде. Движение грунтов – да в Москве они едва ли не в каждом квартале движутся. Или вот например, знаменитую калязинскую колокольню, стоящую посреди Волги, прикажете на сушу тащить? А что касается удаленности от населенных пунктов – опять-таки, какой? У некоторых памятников вся прелесть, быть может, состоит в удаленности от населенных пунктов. А труднодоступность в чем мерить? Неустранима ли она? И, наконец, коммерческая тайна при общественном обсуждении проектов перемещений: хотелось бы знать, в чем она состоит.
Впрочем, будем надеяться, что общественное и напрашивающееся экспертное обсуждение дадут ответы на эти вопросы. И истории, подобные «перемещению», например, Варваринской церкви XVII века из Яндомозера в Типиницы, будут казаться дурным сном.
Фото: Sergey Ashmarin