Исторический парк ГУЛАГа и исчезнувший город

Общественная палата Магаданской области составила «Общественный реестр объектов культурно-исторического наследия» региона, состоящий из 16 пунктов. В публикации «Колыма-Информ» почему-то утверждается, что «на сегодняшний день на Колыме нет ни одного памятника культурно-исторического наследия, внесенного в официальные реестры». Между тем, еще по данным 2014 года, в областном реестре памятников истории и культуры значилось 274 объекта, в том числе 161 археологический. Так что Общественный реестр все-таки дополняет официальный – но, безусловно, объектами, заслуживающими охраны и внимания.
Большинство их относится к истории советской Колымы ХХ века, т.е. являются мемориалами эпохи политических репрессий. В Общественный реестр вошли монумент «Маска скорби», исторический центр Магадана с городским парком, здание аэропорта «Сеймчан», остатки Восточно-Эвенской культбазы, историческое здание БУР на сопке Крутой, исторические комплексы лагерей Бутыгычаг и «Днепровский», старый краеведческий музей в Магадане, остатки кладбища в Гижигинске, железнодорожное депо в Магадане, старое здание Швейной фабрики, маяк и створный знак на берегу бухты Нагаева, здание музея в поселке Ола, фрагмент старого моста через Колыму в поселке Дебин, исторический комплекс фабрики им. Чапаева в Среднеканском городском округе.
Как отмечают представители общественности, каждый из объектов требует заботы органов власти. Монумент «Маска Скорби», например, «покрашен в непонятный цвет», требует ремонта и усиления конструкций, есть угроза обвалов. Для памятника будут добиваться федерального охранного статуса.
Здание Барака усиленного режима (БУР) 1939 года на сопке Крутой нуждается в реставрации, может исчезнуть без охранного статуса. Губернатор области Владимир Печеный предлагает организовать на прилегающей территории «Исторический парк ГУЛАГА, объединив здание тюрьмы в единый комплекс с монументом «Маска Скорби».
Исторический комплекс Восточно-Эвенской культбазы, за сохранение которого борется магаданская общественность (мы рассказывали об этом в январе 2016 года) требует уточнения датировки уцелевших построек, урегулирования вопросов собственности на здания и землю. Власти региона обсуждают идею создания на этом месте исторического парка «Здесь начинался Магадан», в который предлагается включить маяк и створный знак на берегу бухты Нагаева.
Историческое здание аэропорта «Сеймчан» - единственное из сохранившихся зданий аэропортов на трассе Алсиба, сейчас находится в процессе оформления статуса объекта культурно-исторического наследия областного уровня. Общественная палата региона предлагает рассмотреть возможность придания ему федерального охранного статуса.
Исторический центр Магадана не имеет официальных границ, часть архитектурных элементов утрачена, более поздние постройки портят вид, а ценные исторические не имеют охранного статуса.
Ольский музей, расположенный в старом здании бывшего Дома пионеров, нуждается в реставрации.
Дебинский мост 1930-х гг. знаменит тем, что это самый отдаленный от столицы крупный мост в стране, который находится в крайне жестких климатических условиях – зимой температура опускается ниже -60 градусов, а летом превышает +30.
Большой интерес представляют остатки исчезнувшего города Гижигинска, известного с 1652 года. Он находился в 20 километрах от села Гижига в Северо-Эвенском округе. К началу XIX века он был вторым по величине (после Охотска) на Дальнем Востоке. В нем проживало 800 человек, работали магазины, лавки, казенные здания, питейный дом и церковь (на фото), имелось 4 пушки для охраны города. Гижигинский округ включал территорию современной Чукотки, севера Камчатского края, Северо-Эвенского, Среднеканского, Омсукчанского районов Магаданской области. Город прекратил свое существование в начале ХХ века из-за неудобного расположения. Сейчас от него практически там ничего не осталось, кроме кладбища, где сохранилась могила статского советника Константина Пржевлинского, фактически исполнявшего функции губернатора территории.
Нынешний губернатор предлагает перенести ценные артефакты кладбища, в том числе могилу Пржевалинского, в исторический парк «Здесь начинался Магадан».
Фабрика им. Чапаева (она же «Вакханка») расположена в верхнем течении р. Вакханки. Это бывший поселок-лагерь, возникший вокруг фабрики рудника «Бутугычаг». Комплекс лагеря Бутугычаг уникален по своей истории как памятник не только ГУЛАГа, но и начала ядерной эпохи. Лагерь «Днепровский» сохранился лучше остальных: на его территории есть остатки производственных и бытовых строений, машин и механизмов; ограждения и охранные вышки; горные выработки открытого типа и шахтные; терриконы, разведочные траншеи; захоронения заключенных и вольнонаемных 1941-55 годов.
Для создания мемориальных комплексов на месте бывших лагерей общественники предлагают привлекать средства федеральных программ по увековечиванию памяти жертв репрессий.
Полностью с Общественным реестром колымских памятников и предложениями по их сохранению и использованию можно ознакомиться на соответствующей странице официального сайта областного правительства.
Более сложную задачу представляет собой поиск органа власти, ответственного за сохранение памятников в регионе. Еще в августе 2015-го губернатор Владимир Печеный заявил, что с 1 января 2016 года этими вопросами будет заниматься специализированная Служба по охране объектов культурного наследия в составе областного правительства. Однако никаких следов жизнедеятельности таковой на официальном портале региона и в структурах областного правительства не обнаруживается. На официальном федеральном портале госуслуг опубликована информация о том, что согласованием проектов, выдачей разрешений на работы и прочими культурно-охранными делами занимается непосредственно Правительство Магаданской области во главе с губернатором. Наконец, среди задач Управления архитектуры и градостроительства Магаданской области на официальном сайте ведомства обозначено: «Содействует охране объектов культурного наследия».
Кому содействует – пока остается непроясненным.