Храм в Ковде обрел предмет охраны
В Мурманской области Комитетом по культуре и искусству 11 октября 2019 года выпущено Распоряжение об утверждении предмета охраны федерального памятника - Никольской деревянной церкви XVII в. в селе Ковда.
В Приложении перечислены ценные элементы, подлежащие сохранению, всего их 4:
- Градостроительная ситуация;
- Структурные, конструктивные и декоративные элементы памятника (стены, крыша, глава, окна, двери, перекрытия, интерьер и ограда);
- Объемно-планировочная структура;
- Историческая функция.
Уточняется, что предмет охраны может быть дополнен в ходе научной реставрации.
Ну и напомним, что по-прежнему «на пути» в федеральные памятники находится колокольня храма. Судя по открытым данным, сейчас – этап окончательной выработки текста нормативно-правового акта.
Церковь и колокольня в Кодве - это замечательный памятник деревянного зодчества, единственный подобного типа в Мурманской области. Ансамбль относится к клетскому типу храмов. Храм был возведен в 1705 году на месте сгоревшей в 1589 году церкви. Его закрыли в 1960 году, в 1991 году - передали управлению культуры Мурманской области. В середине 1990-х годов колокольня была отреставрирована, причем внешний вид её был немного изменён. В 2003 году начался новый этап реставрации церкви, были укреплены стены, под основание подвели четыре окладных венца. После небольшой, вызванной недостаточным финансированием паузы были восстановлены перекрытия церкви, барабан, кровля и крыльцо XIX века. В 2009 году была предпринята попытка продолжить работы над церковью. Существуют сомнения в корректности и обоснованности проведенных реставрационных работ.
Ну а широкой общественности ансамбль в Кодве стал известен, когда в 2004 году реставраторы обнаружили там массовые захоронения детей в гробах-домовинах. Нина Пурошева в те годы руководила центром сохранения историко-культурного наследия. Сегодня она директор музея города Колы. Много лет изучала историю Ковды, но ответа на вопрос, почему дети были похоронены под полом церкви, так и не нашла. Как не ответили и специалисты института антропологии, изучавшие останки младенцев, завернутых в бересту и мешковину.
Нина Пурошева, краевед, директор музея Колы: «Мы даже не знали, какого времени эти захоронения. Они сказали, что это не XV и не XVI век, гораздо позже. Единого мнения нет, кто-то предполагает, что мог быть какой то мор, а кто-то думает, что это как-то связано со старообрядчеством. В Кандалакшском районе оно было развито».
Три или четыре гробика были направлены в институт антропологии. Остальные захоронены на старом кладбище Ковды. Местные жители уже не раз обращались к ученым с просьбой вернуть им останки младенцев. Они убеждены, что их предки, умершие столетия назад, должны покоиться не в институтских подвалах, а в родной земле.