Коммунарское наследие

Бернард Шоу, американские ленинцы и советский колхоз, лес и река. Тамбовская земля – на пороге создания туристического кластера
Евгения Твардовская
Село Ленинское Тамбовской области известно не только в связи с битвами за урожай, но и по линии исторического культурного наследия. С апреля 1922 года по 1938-й там существовала Ирская коммуна, организованная американскими эмигрантами, прельщенными слухами о том, что в советской России дают землю крестьянам, а заводы – рабочим (подробно об этой истории и ее продолжении – можно почитать здесь). Коммуну в бывшем поместье княгини Оболенской как образцово-показательное хозяйство даже приезжал смотреть Бернард Шоу вместе с первой женщиной-парламентарием Великобритании - леди Астор.
Так вот следы крепко налаженного агробизнеса инициативных граждан есть до сих пор. В селе сохраняется комплекс из восьми деревянных двухэтажных домов, спроектированных для функции «дом-общежитие». Есть созданный по инициативе сельсовета замечательный краеведческий музей, более 45 лет бережно поддерживаемый жителями. Есть также неплохо сохраняющийся парк – некогда принадлежащий усадьбе княгини Оболенской. И еще есть многолетняя и устно поддержанная властями идея создать историко-туристический кластер, или рекреационную зону, или «парк Советского периода» – можно выбрать по желанию – «Ирская коммуна».
Но при всей благости заявленных разными сторонами намерений – дело с мертвой точки не сдвигается. Нет объединяющего центра, нет мотора, который бы придал оборотов всей этой ситуации. Впечатление, что история на самом деле повторяется. Как в 1922 году приехали американские коммунары и показали пример активного хозяйствования, так и сейчас должен появиться инициатор – тот, кто сделает первый шаг от теорий в практическую плоскость.
Светлое будущее
Собственно, подготовка почвы уже имела место быть. Весной 2015 года проект создания культурно-исторического рекреационного комплекса «Ирская коммуна» победил на областном конкурсе «Самая красивая деревня». О проекте сообщалось следующее: «здесь появится дом-музей, в котором разместятся различные экспозиции из истории коммуны и села. Кроме того, будут построены два гостевых двухэтажных дома, комнаты в которых будут стилизованы как «коммунарские», «как в старой тамбовской деревне Ира», «как у Оболенской» (комнаты в стиле дворянских будуаров и кабинетов). Рядом будет разбит парк и воссоздан пруд. Авторы проекта считают, что уникальные постройки 20-х годов ХХ века, исторические памятники села, красота природы и имеющиеся рекреационные ресурсы, при условии развитой инфраструктуры и туристического сервиса, привлекут туристов не только из Тамбовской области, но и из разных уголков России. На реализацию проекта они (авторы проекта – Ред.) получили 250 тысяч рублей».
На самом деле, авторы проекта (а это члены Ленинского сельсовета) деньги получили только год спустя, да и то после настойчивых писем, как говорится, возмущенной общественности. Дело в том, что период выплат совпал с перераспределением обязанностей между двумя тамбовскими Управлениями – культуры и спорта - и деньги, которые могли бы пойти на проект, вообще «зависли», как и сама идея.
К счастью, на некоторое время.
Время вперед
Итак, сейчас восемь домов расселены по программе ветхого и аварийного жилья и могут быть снесены. Этого не произошло просто в силу удаленности села. Можно, конечно, расценить это как везение или кредит времени тому, кто, возможно, подумывает за сложное ирское дело взяться. Но, даже простаивая в ожидании, здания ветшают и разрушаются, их растаскивают на «запчасти», одно – уже сильно пострадало в пожаре.
Памятником регионального значения стал дом, где бывал Бернард Шоу. Это, конечно, радостно, но – что дальше? Сейчас здание законсервировано сельсоветом, который, вполне справедливо, осознает, что нажил себе дополнительную головную боль – вплоть до ст. 243-УК, и вряд ли будет в восторге от идеи дальнейшего распространения почетного статуса памятника на остальные дома.
Далее. В Общественном совете Тамбова и в кулуарах периодически обсуждается тема разработки достопримечательного места на территорию бывшей Ирской коммуны – конечно, с поправками на современность. Но опять все упирается в вопрос дальнейшего смыслового наполнения и бизнес-реализации идеи. Кто будет вкладывать деньги? Зачем? Кто возглавит процесс?
«Чтобы сохранить комплекс домов коммуны важно думать о вариантах их приспособления для дальнейшего использования, - считает Ирина Чемерчева. - И здесь логичным могло бы быть создание туристического кластера. Попытка вхождения в федеральную целевую программу развития туризма «принесла» бы тогда возможность 30 процентного софинансирования из федерального бюджета на обеспечивающую инфраструктуру кластера, а 70 процентов – это комплекс затрат инвестиционных вложений и бюджетов различных уровней. Понятно, что нужны инвесторы, готовые войти «от головы до пят» в историю с реставрацией и дальнейшей эксплуатацией этих домов».
Очень много «если бы». А ведь шаги лежат на поверхности: сформировать инвестиционный пакет, разместить на профильных инвестиционных порталах, в специализированных источниках. Параллельно заниматься тем, чтобы внести изменение в программу ветхого и аварийного жилья, и перевести дома в ранг реконструируемых.
Никаких таких телодвижений со стороны муниципалитета или Управления культуры и архивного дела Тамбовской области не возникает. А ведь и у района, и у области есть все полномочия.
Частная инициатива
Но земля Тамбовская, к счастью, не оскудевает крепкими хозяйственниками. А есть и такие выходцы с этих мест, которые готовы рискнуть и вступить в сложные отношения с местными властями, что называется, из «любви к родному пепелищу». А еще и потому, что считают: реальный шанс превратить его если не в мега-кластер, то в базу познавательного сельского туризма – есть.
Семья Дмитрия Баскакова в этих местах до сих пор живет. Сам он хоть давно уже и в Москве, занимается IT-бизнесом, но малую родину не только не забывает, но и изучает. Сделал прекрасный исторический сайт – и по истории коммуны, и по истории места. Работал в архивах, библиотеках, записывал интервью и воспоминания, собирал предметы обихода.
Дмитрий Баскаков – в числе потенциальных инвесторов. Готов взять один из домов и намерен заняться вплотную этим вопросом ближе к концу сентября. На помощь не очень рассчитывает: лишь бы не мешали. Вот что Дмитрий рассказал «Хранителям Наследия»: «Я готов инвестировать в любой из домов, они приблизительно одинаковые по степени сохранности и по площади. В моих планах – в части дома сделать гостиницу, в части сделать музей с интерактивными разными программами. Чтобы люди могли приехать и отдохнуть, побыть на свежем воздухе, и познакомиться с историей и бытом Ирской коммуны. Материалов для экспозиции у меня более чем достаточно. По моим оценкам, проект будет стоить 3-5 миллионов рублей. На прибыль я особо не рассчитываю, делаю больше для души, так как очень люблю это место: там родились и жили многие поколения моей семьи. И мне очень хочется, чтобы это место вновь ожило.
Но понятно, что одних моих усилий недостаточно. Должна быть комплексная программа, должна быть инициатива со стороны местных властей. Но все обсуждения, на которых мне доводилось присутствовать, тонут в словах. Никаких конкретных последствий не имеют. По-моему, легче справляться самому, лишь бы не мешали».
Семья депутата Тамбовской областной думы Сергея Кононова – также среди потенциальных инвесторов. Правда, он очень удивился, когда узнал, что дома могут быть снесены по программе аварийного жилья.
«Да, там пара домов в очень плохом состоянии. Остальные, конечно, требуют серьезной реконструкции, но какие дураки будут их сносить – не знаю, - сказал Сергей Кононов «Хранителям Наследия». – Я «возьму» один дом, на эту зиму его законсервирую. Затем сделаем проект и отремонтируем. Там будет гостевой дом где-то на 12 номеров. Круглый год - конные прогулки, рыбалка, сельский отдых. Вполне реально. Если бы была общая какая-то концепция и программа культурная – я бы поучаствовал также. Но ничего такого не слышно. А с кем надо говорить на эту тему?»
Общее дело
Говорить есть много с кем. И с муниципалитетом, и с Управлением культуры и, кстати, с Управлением по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области. Природные ресурсы и экология места – тоже ресурс развития. Живой парк Оболенской может стать охраняемой природной территорией. Да ведь еще и 2017 год объявлен в России Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. Наверняка есть программы, в которые Ирская коммуна может вписаться.
Вопрос, что делать с наследием коммунаров – будет обсуждаться на ближайшем Общественном совете в Тамбове. И напрашивается банальное: активисты, инвесторы, чиновники, депутаты – соединяйтесь. Как говорил Бернард Шоу: «Свой вклад в общество делают как оптимисты, так и пессимисты. Оптимист придумал самолёт, пессимист — парашют».
Важно выслушать и принять во внимание все точки зрения, кроме тех, которые предполагают полное, хоть и безопасное бездействие.
Фото: портал ТвойТамбов, http://sleninskoe.ru/