Народный музей святителя Луки

В Тамбове возникла инициатива, которая чудесным образом объединила все силы города: и администрацию, и блогеров, и градозащитников, и почетных граждан, и простых.
С 9 и по 11 июня в Тамбове прошли юбилейные чтения под названием "Наследие Архиепископа Луки: святителя, ученого, хирурга", а накануне – было объявлено о начале сбора средств на создание народного музея святителя Луки Крымского (Валентина Войно-Ясенецкого). Архиепископ жил в Тамбове с 1944 по 1946 гг. в доме № 9 по улице Комсомольской, хозяином которого в то время был электромеханик Зайцев. Впервые о В.Ф. Войно-Ясенецком на Тамбовщине заговорили в 1978 г. после открытия Музея истории медицины Тамбовской области, где ему была посвящена отдельная экспозиция. В 1991 г. была открыта мемориальная доска на доме Зайцева. В 1994 г. второй городской больнице г. Тамбова присвоили имя Архиепископа Луки, в том же году на территории больницы был открыт памятник Архиепископу Луке. С 1995 г. в больнице ежегодно лучшим медицинским работникам вручаются Премии имени Архиепископа Луки.
Так что о светлой личности в Тамбове помнили. Ну, а инициатива открыть музей - идет «снизу», от группы горожан, в числе которых есть и «почетные»: руководитель МВЦ Тамбовской области Игорь Николаев, член союза писателей России Валентина Дорожкина, к ним присоединились также главврач городской клинической больницы им. Архиепископа Луки Марина Македонская, ректор ТГУ им. Г.Р. Державина Владимир Стромов и другие известные люди.
Улица Комсомольская в Тамбове (дом, где жил святитель, - зеленого цвета на фоне новостроек). Фото 19 апреля 2013 года
«Конечно, руководство города и области целиком и полностью «за» создание музея, - рассказал «Хранителям Наследия» Сергей Чеботарев, замглавы администрации Тамбовской области. - Дом на Комсомольской объявлен памятником истории, сейчас разрабатываем его охранные зоны. К сожалению, подлинное окружение дома утрачено, в основном там сейчас советская застройка. Конечно, власти будут обеспечивать финансирование музея, помогать ему. Но на данном этапе мы не хотим привлекать спонсоров или как-то изыскивать возможности «вкачать» туда большие деньги. Важно, чтобы каждый горожанин почувствовал себя сопричастным этому народному музею, каждый рубль, пусть даже самый скромный вклад – это дань памяти, благодарность святителю Луке. Говорят, что когда он принимал у себя на дому детей, то всегда отламывал им на прощание кусочек сахару от большой головки: чтобы как-то приободрить, поднять настроение, дать надежду… Возможно, эту традицию стоит возродить в музее. Чтобы присутствовал дух святителя Луки – человека доброго и смиренного, являющегося и по сей день образцом для каждого из нас».
Итак, «жив» подлинный дом на Комсомольской, есть воспоминания о комнате Святителя: "небольшая комната, в которой он жил, по своей простоте была похожа на комнату бедного студента: стол у окна, стульчик, коечка и множество полок с книгами". Ну, а в Областном краеведческом музее с прошлого года открыта экспозиция, посвященная архиепископу, «Ангеле земный, Человече небесный…».
«Это первый народный музей на Тамбовщине – уж что касается советской и постсоветской эпохи, так точно, - прокомментировал «Хранителям Наследия» инициативу горожан Директор Тамбовского областного краеведческого музея Андрей Чиликин. - Архиепископ уехал из Тамбова с одним чемоданчиком, оставил в больнице много книг, все вещи. Мы уже несколько лет ведем научную работу и разыскиваем подлинные мемории. И на нашей выставке сейчас собраны письма и автографы Владыки, тексты его проповедей, книги из личной библиотеки с печатью «профессор медицины Ясенецкий-Войно», хирургические инструменты первой половины XX столетия. Особое место занимают богослужебные предметы времени пребывания святителя на Тамбовской кафедре, подарки, которые он делал своим духовным чадам, редкие фотографии. То есть это фактически готовая экспозиция будущего музея».
Вещи архиепископа собраны из коллекций Тамбовской духовной семинарии, Тамбовского областного и Моршанского историко-художественного музеев, частных коллекций. Важно, что подлинные экспонаты разместят в подлинном пространстве: сам дом и будет главной ценностью. Примечательно, что в других городах, в которых жил святитель – в Чите, Ташкенте, Архангельске – дома его пребывания не сохранились. А в Красноярске – дом на грани разрушения, просьбы горожан об организации музея пока руководством города не услышаны, хотя недавно и осветили место под строительство уже второго памятника архиепископу Луке.
Тем ценнее тамбовская инициатива.
Сейчас важно выкупить дом у хозяев. Затем последует реставрация и создание экспозиции. Но в первую очередь на выкуп и идет сбор средств. Может поучаствовать каждый из нас.
Вот платежные реквизиты:
р/c 40703810609510003889
АНО Историко-культурный центр имени Святителя Луки
ИНН/КПП 829118171/682901001
Филиал №3652 ВТБ 24 (ПАО), г. Воронеж
БИК 042007738
Корсчет 30101810100000000738 в Отделении Воронеж г. Воронеж
Назначение платежа - создание народного музея
Архиепископ Лука и священнослужители в Покровском соборе города Тамбова. 1944-1946 годы
Святитель Лука и Тамбов: в цитатах и письмах
Итак, в 1944 году Владыка был назначен на Тамбовскую кафедру после десятилетий тюрем и ссылок; переехав в Тамбов, он поселился в доме Зайцевых на ул. Комсомольской, дом 9. Здесь Владыка «в полной мере почувствовал себя архиереем», много успешно оперировал в качестве главного консультанта тамбовских эвакогоспиталей, получил Сталинскую премию за фундаментальный труд «Очерки гнойной хирургии», закончил свой знаменитый богословский трактат «Дух, Душа и тело», получил высокую церковную награду - бриллиантовый крест на клобук.
«По окончании моей ссылки, в 1943 году, я был назначен в Тамбов, в области которого до революции было сто десять церквей, а я застал только две: в Тамбове и Мичуринске. Имея много свободного времени, я и в Taмбове около двух лет совмещал церковное служение с работой в госпиталях для раненых» (из воспоминаний Святителя «Я полюбил страданье»).
Покровский храм. Фото 1940-х годов
Из письма к сыну Михаилу, март 1944 г., Тамбов: «Город недурной, почти полностью сохранивший вид старого губернского города. Встретили меня здесь очень хорошо… По просьбе Президиума хирургического общества я сделал доклад об остеомиелите на окружной конференции Орловского военного округа. Выступал и заседал в Президиуме в рясе, с крестом и панагией».
«Только теперь, в Тамбове, я чувствую себя в полной мере архиереем». (15 мая 1944 г.)
Прихожане тамбовского кафедрального собора рассказывали: «Приехал он к нам в самом начале 1944 года. Но сначала не было у него облачения для службы. Прислали ему облачение перед Великим постом. Он служил первый раз и обратился к верующим с кратким словом: «После долгого духовного голода мы сможем снова собираться и благодарить Бога… Я назначен к вам пастырем». Потом благословил каждого человека в храме».
В июне 1943 года в жизни Святителя совпали две даты – двадцатилетие со дня хиротонии во епископа и двадцать лет проведенных в тюрьмах и ссылках. Восстанавливая события тех лет в письме к старшему сыну, он объяснял: «Это начало того тернистого пути, который мне надлежало пройти. Но зато это был и путь славы у Бога». (1943 г.)
Святитель никогда не допускал сомнений в правильности выбранного жизненного пути. Хирургической работы в Тамбове оказалось значительно больше, чем в Красноярске. Архиепископу, как главному консультанту тамбовских эвакогоспиталей НКЗ, приходилось курировать около ста пятидесяти госпиталей, в каждом из них было от пятисот до тысячи коек.
Из письма сыну Михаилу от 10 августа 1944 г., Тамбов: «Приводим церковь в благолепный вид… Работа в госпитале идет отлично… Читаю лекции врачам о гнойных артритах… Свободных дней почти нет. По субботам два часа принимаю в поликлинике. Дома не принимаю, ибо это уже совсем непосильно для меня. Но больные, особенно деревенские, приезжающие издалека, этого не понимают и называют меня безжалостным архиереем. Это очень тяжело для меня. Придется в исключительных случаях и на дому принимать».
За помощь в подготовке материала благодарим Тамбовский областной краеведческий музей, а также Михаила Карасева
Фото: Марина Климкова