Новгород подарит миру неизвестные фрески Феофана Грека
В Великом Новгороде создается Центр по реставрации монументальной живописи. «Приказ подписан министерством, наш центр существует. Он стал филиалом Новгородского государственного музея-заповедника. В состав центра вошли две мастерские, занимавшиеся в Великом Новгороде изучением и восстановлением монументальной живописи. Это «Фреска» и мастерская Татьяны Ромашкевич, ранее существовавшая в Новгородском государственном музее-заповеднике», - рассказывает заведующая новым центром Тамара Анисимова.
Таким образом, новая институция создается не на пустом месте. Проект создания такого центра российские реставраторы вынашивали несколько десятилетий.
Центр по реставрации монументальной живописи разместится в одной из старейших монашеских обителей России - новгородском Антониевом монастыре, в Береговом и Западном корпусах. Надо надеяться, что создаваемая школа реставрации будет поддержана российскими и европейскими реставраторами. Например, в Италии сложилась сильная школа восстановления фресок после бомбежек Второй мировой войны. На государственном уровне инициатива уже пользуется поддержкой - на обустройство мастерских Минкультуры РФ выделило около 200 миллионов рублей.
По информации департамента культуры и туризма Новгородской области, в настоящее время в помещения Центра уже перевезены часть фрагментов монументальной живописи. Среди них - фрагменты фресок Феофана Грека, найденные при снятии полов в алтаре церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Живопись знаменитого мастера XIV века сохранилась по сей день только в новгородском храме, но сильно пострадала от пожара.
Как пояснила Тамара Анисимова, «ранее мы пытались сохранить и восстановить найденные фрагменты с помощью компьютерных программ. Но эти попытки не были успешны. Теперь мы попробуем собрать их вручную. Эту живопись не видел никто, она была сбита».
К перевозке в Центр готовят фрески из средневековых церквей Спаса на Ковалеве, Михаила Архангела на Сковородке и Успения Богородицы на Волотовом поле (насчитывается около 7 000 планшетов с фрагментами, реставраторы предполагают смонтировать их и вернуть на место, в восстановленный ныне храм). Перевозить будут в специальной вакуумной упаковке, чтобы детали не сдвинулись при транспортировке.
Кроме специалистов музея-заповедника, работать над воссозданием фресковых композиций будут слушатели первой в России студенческой школы реставрации монументальной живописи, созданной в Великом Новгороде.