Понедельник на Остоженке
Тверской губернатор занялся воссозданием храма в Москве
«Хранители Наследия»
Эта неделя, как и положено, началась с понедельника. В понедельник, 31 октября 2016 года, губернатор Тверской области Игорь Руденя, вероятно, посчитав, что в подведомственном ему регионе с историческими памятниками все стало уже совсем благополучно, решил позаботиться о соседних градах и областях.
И направил короткое, но убедительное письмо (№ 26/5636-01 от 31.10.2016) мэру Москвы Сергею Собянину:
«Уважаемый Сергей Семенович!
Храм Воскресения Словущего в Москве тесно связан с именем Святейшего Патриарха Тихона (Белавина), уроженца Тверской земли, внесшего значительный вклад в сохранение единства Русской Православной церкви. Именно в этом храме он служил всенощную с выносом креста накануне своей кончины.
Храм Воскресения Словущего на Остоженке являлся ценным архитектурным и градообразующим элементом столицы, но был разрушен в 1934-1935 годах.
Зная Ваше отношение к восстановлению исторического облика Москвы и возрождению православных святынь, прошу Вас оказать содействие в воссоздании храма Воскресения Словущего по адресу: ул. Остоженка, д. 15».
Об этом письме нет упоминаний ни на официальном портале органов власти Тверской области, ни в тверских СМИ, ни в московских (кроме одного-единственного информресурса).
Соответственно, мы ничего не знаем о реакции на это послание Сергея Собянина, доселе не призывавшего, к примеру, тверского губернатора усилить заботу о храме Белой Троицы или Отроче монастыре.
Зато мы можем ответить на вопрос – кому, собственно, Игорь Руденя призывает Сергея Собянина «оказать содействие».
Восстановление храма Воскресения на Остоженке – многолетний проект Зачатьевского женского монастыря, который понемногу осваивает историческую территорию к северу от обители, между ее стенами и Остоженкой. В 2014 году монастырь организовал работы по «сохранению» переданного ему в безвозмездное пользование объекта культурного наследия – дома Киреевских (Остоженка, 19, стр. 2). Работы закончились несанкционированной разборкой палат XVII века, а обитель была признана судом виновной в административном правонарушении и удостоена штрафа в 200 тысяч рублей.
В монастырский комплекс в качестве «приписного» должен войти и восстановленный храм Воскресения на Остоженке. Поскольку он снесен более 80 лет назад, ему ничто не угрожает. Правда, под газонами сквера на углу Остоженки и 1-го Зачатьевского переулка сохраняются подлинные фундаменты храма – неясно, уцелеют ли они при восстановлении.
Как сказано на официальном сайте Зачатьевской обители, «с возрождением Зачатьевского женского монастыря начинается новый этап в истории храма Воскресения Словущего. Воссоздание приписного храма становится насущной необходимостью для монастыря и тех многочисленных верующих, которые обращаются в обитель с просьбой о совершении Таинств браковенчания, крещения, чина отпевания и иных треб. По молитвам у монастырских святынь одинокие обретают счастливую семью, безчадные супруги рождают долгожданных чад, и многие считают обитель своей духовной купелью».
Монастырь готовится к восстановлению храма, при котором предполагается устройство воскресной школы. «В настоящее время проводится сбор архивных и исторических материалов для восстановления храма, разработана проектная документация. 26 сентября 2012 г., в престольный праздник Воскресенского храма, в Зачатьевском монастыре Литургию служил Высокопреосвященнейший Феогност, архиепископ Сергиево-Посадский. После Литургии из монастыря был совершен архиерейский крестный ход и отслужен молебен. Вновь на месте разрушенного храма возносилась молитва и звучали церковные песнопения.
Насельницы Зачатьевской обители низко кланяются и приносят молитвенную сердечную благодарность всем, кто пожелает внести свою лепту в благое дело воссоздания храма Воскресения Христова. Да будет ваша лепта драгоценным даром перед Господом, воздающим каждому по делам его!».
Далее на монастырском сайте следуют реквизиты для пожертвований.
Нужно отметить, что 27 ноября 2011 г. Зачатьевский монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. И благословил воссоздание приписного храма Воскресения Христова на Остоженке.
Само по себе воскресение погибшего храма Воскресения на месте пустыря, безусловно, есть вдохновляющая и благородная идея. Ее реализация обогатит перспективы Остоженки и вернет местности утраченный яркий архитектурный акцент.
Обратим, однако, внимание, что резолюция Патриарха – “Воссоздание сего святого храма благословляется” - начертана не на какой-нибудь докладной записке или прошении, а прямо на эскизной картинке “предложения по воссозданию”. Точнее, обратим внимание на эту картинку, также опубликованную монастырем (см. заглавную иллюстрацию). Облик храма на ней сильно отличается от дореволюционных фотографий. На здании церкви изображен “узорочный” декор XVII столетия, кокошники, наличники, перспективные порталы. Вместо ампирной колокольни мы видим шатровую, опять же в духе XVII века, вместо трапезной – такую же стилизацию-фантазию.
Конечно, церковь Воскресения на Остоженке на этом эскизе гораздо меньше отличается от своего исторического прототипа, нежели, например, новый собор в Зачатьевском монастыре – от снесенного в 1930-е годы предшественника. Но при всем уважении к инициаторам, это предложение, увы, нельзя назвать воссозданием – в том смысле, в котором этот термин употребляется в законе об объектах культурного наследия. Это реконструкция вероятного первоначального облика храма, основанная на архитектурных аналогиях и представлениях авторов. При сносе церкви в 1930-е годы выполнялась фотосъемка (ею, например, зафиксированы кокошники под поздней кровлей), но полной научной фиксации памятника, увы, проведено не было – а ведь только она может служить надежной основой для воссоздания.
Наконец, как часть запечатленного временем образа «старой Москвы», как составной элемент ансамбля старой Остоженки – храм именно таков, каким он был на рубеже XIX-XX столетий.
Позвольте, скажет читатель, но ведь дело могут поправить археологические изыскания и архивные поиски. А дискуссию о том, на какой период и в каком облике восстанавливать храм, с ампирной ли колокольней или с шатровой – можно доверить экспертам Мосгорнаследия.
Конечно же, все это правильно, но Патриарху Кириллу в Зачатьевском монастыре продемонстрировали именно такой эскиз. И любой другой, стало быть, может быть встречен словами: “Святейший Патриарх не это благословил”.
Для полноты картины следует упомянуть еще о проекте 2007 года, принадлежавшем архитекторам Павлу Андрееву и Сергею Павлову. Они предлагали открыть и музеефицировать фундаменты церкви, создав в сквере этакий элегический мемориал в память об утраченном храме. Контуры его стен предполагалось обозначить каменной кладкой, сквер – обнести оградой, похожей на церковную. На месте колокольни – там, где был вход в храм - сделать главный вход в сквер, в виде стеклянной арки. Пространство бывшего храма выделялось заглублением поверхности; посреди его должна была встать памятная часовня.
Но поскольку архитектурная элегия не может служить никаким «насущным необходимостям» - этот проект, видимо, прочно забыт.
Досье. Впервые «церковь Воскресения Христова зовомо Новое, у Зачатейского монастыря» упоминается в документах 1624/1625 г. Считается, что она существовала уже в XVI веке. Кирпичное здание храма, дошедшее до советского времени, датировалось 1683 г. Это был пятиглавый храм “кораблем”, с трапезной и шатровой колокольней. Храм перестраивался в первой четверти XIX столетия. В 1831 г. были выстроены новая трапезная с приделами и колокольня, фасады получили отделку в классическом стиле.
В 1853 г. в церкви Воскресения на Остоженке был крещен русский философ Владимир Соловьев. 21 марта 1925 г. в храме Воскресения за несколько дней до кончины Патриарх Московский и всея России Тихон служил всенощную с выносом Креста.
Вопрос о сносе церкви Воскресения на Остоженке был впервые поднят советскими властями Москвы 26 ноября 1929г. В сентябре - декабре 1933 г. были приняты решения Моссовета и ВЦИК о закрытии и сносе храмов Воскресения и Успения на Остоженке – в связи с намечавшимся строительством первой линии московского метро.
Храм Воскресения на Остоженке был разрушен в марте 1935 года. Архитектор С.С. Чижов вел «Дневник наблюдений над разборкой церкви Воскресения на Остоженке», выполнил фотофиксацию, обмеры четверика, зарисовки отдельных элементов.
Фото: Зачатьевский монастырь, archi.ru