Посмертное творчество Константина Тона
В Ельце обсуждают вопрос о «воссоздании» соборной колокольни, которая никогда не была построена
Александра Меркулова
В Липецкой области, кажется, вошли во вкус: еще бы, на восстановление усадеб, церквей, часовен, кинотеатров и жилых домов XIX века из областного и федерального бюджетов за последние пять лет было выделено порядка миллиарда рублей. В Ельце – жемчужине Липецкой области – на учете 350 объектов культурного наследия. По мнению специалистов, которые занимались проектом предмета охраны исторического поселения, в Ельце около 1600 объектов, которые представляют несомненный культурный, исторический интерес, и которые необходимо сохранить. За последние три года в Ельце проделали огромную работу: в Знаменском монастыре отреставрировали белокаменную лестницу, полностью восстановлена Успенская церковь и приступили к Вознесенскому кафедральному собору. А вот с главным храмом города может получиться трагикомическая история из серии «Константин Тон – лучшие посмертные работы». Местные руководители госохраны памятников ставят вопрос о постройке того, чего никогда не было - колокольни Вознесенского собора.
Это не мои слова, а почти дословная цитата из недавнего выступления в СМИ начальника отдела по сохранению культурного наследия Управления культуры и искусства Липецкой области Михаила Рязанцева: «Мы хотим поднять вопрос о воссоздании колокольни Вознесенского кафедрального собора, о завершении идеи Константина Тона».
Уж сколько раз хотелось поверить, что нынешнее поколение российских градостроителей научилось бороться с позывами исправлять «ошибки истории» и осознало, что история и есть та самая ценность, которую надо охранять, а не бороться с нею. Но нет же.
127 лет простоял Вознесенский собор, а теперь далекие потомки Константина Тона хотят довести его проект до ума. То есть построить то, чего никогда не было. Ведь елецкая соборная колокольня никогда не была закончена, и собор в XIX столетии освящали без нее, и в памяти нескольких поколений запечатлен именно тот облик и образ Ельца, который он без этой колокольни имел и имеет. К счастью, решение этого вопроса в Липецкой области происходит все же не без размышлений. Над этим, Как объясняет в интервью «Русской Планете» Михаил Рязанцев: «С одной стороны, у Ельца есть уже привычный для многих силуэт города. С появлением колокольни он изменится. Надо ли менять этот облик? С другой стороны, это великий русский архитектор Тон. Может быть, у Ельца должно быть другое лицо. Конечно, этот вопрос будет решаться на научно-методическом совете при министерстве культуры — это большая федеральная задача».
Одного взгляда на авторский проект и на современную панораму Ельца, впрочем, достаточно, чтобы сказать, что большая федеральная задача – всего этого не допустить.
Как выясняется, в липецких органах власти под этот проект подводят еще и невероятную идеологическую базу: "А быть может, именно завершив идею Тона, мы тем самым закончим гражданскую войну — воссоединим эпохи в этой колокольне".
Пока что липецких ревнителей небывалой старины, кажется, останавливает тот факт, что с тоновским проектом они до конца не разобрались. Михаил Рязанцев не нашел пока точного ответа: «Мы расходимся во мнении: 115 — то ли метров, то ли аршин. Если аршин, то колокольня будет высотой порядка 83 метров. Если метров, то 115 метров — это одно из самых высоких храмовых зданий в России». Можно посчитать еще в локтях, ладонях и футах, даже страшно предположить какие именно получатся тогда результаты. Очевидно, подход «мы обгоним всех на свете» к сохранению исторических городов неприменим. Поскольку в результате они перестают быть историческими.
Досье. Вознесенский собор – визитная карточка города Ельца – один из самых значительных православных храмов русской провинции. Да и в послужном списке прославленного в обеих столицах архитектора Константина Тона Вознесенский собор занимает вполне почетное место. Это не была провинциальная «постройка» по «образцовым» проектам, это оригинальное сооружение, «поставленное» на месте построенного в 1745 году соборного храма. В мае 1842 года после нескольких неудачных попыток горожане обратились к Константину Тону с просьбой «составить на Собор проект и смету». 22 августа 1845 года состоялась закладка храма. Для надзора за ходом строительства был приглашен известный архитектор академик Иван Осипович Вальпреди, в конце строительства к контролю подключился Александр Степанович Каминский; он также спроектировал иконостас собора. Колокольня, запроектированная на 10 аршин (7 метров) выше креста главного купола, ее высота должна была составить 115 аршин (82 метра), осталась незавершенной. В таком виде 22 августа 1889 года епископ Орловский и Севский Мисаил освятил собор. И до 1934 года он жил довольно благополучно, потом начались безобразия, которые закончились в 1947 г. В храме возобновили службы.
Иллюстрации: vorgol.ru, el-eparhy.ru