Радостное тревожное будущее Щелоковского хутора

Радостное тревожное будущее Щелоковского хутора

14.01.2020
Радостное тревожное будущее Щелоковского хутора

Знаменитый реставратор опасается за судьбу шедевра деревянного зодчества

Евгения Твардовская

«Музей быта народов Нижегородского Поволжья» на Щелоковском хуторе в Нижнем Новгороде ждут масштабные перемены. Как известно, область получила почти 900 млн федеральных рублей на реставрацию и сохранение памятников архитектуры. Часть их и направили на нужды замечательного музея, небольшое, но очень интересное собрание которого находится в тяжелом состоянии. Экспонаты можно осмотреть и обойти, но – что называется – не войти. Так что музей, ведущий активную научную и просветительскую работу, безусловно, нуждается в реанимации своих фондов и объектов показа…

Итак, восстановлением Покровской церкви (1794 года) займется ООО «Зодчие Северо-Запада» из Москвы за 4,1 млн рублей. Нижегородская компания ООО «Регионресурсгрупп» отреставрирует постройки конца XIX века: овин верховой из деревни Шашки Семеновского района за 1, 26 млн рублей и овин ямный из деревни Михайлово Уренского района за 1, 24 млн рублей. Сроки выполнения работ — 11 месяцев с даты заключения муниципального контракта.

На восстановление верхового овина уйдет 1 266 545 рублей, что на 1% меньше начальной цены. Восстановление ямного овина обойдется в 1 249 990 рублей: цена была снижена на 6,5%.

На реставрацию выставляли и мельницу, правда, желающих не нашлось…

Щелоковский - Покровская церковь.jpg

Фото: Церковь Покрова Пресвятой Богородицы из села Зеленое

овин верховой.jpg

Фото: Верховой овин

овин ямный.jpg

Фото: Ямный овин

Ну а «жемчужину» коллекции – Дом Павловой с уникальной нижегородской «глухой» резьбой – отреставрируют за 30 млн рублей. Как сообщается на сайте госзакупок, подведены итоги электронного аукциона по поиску подрядчика. Дом является объектом культурного наследия регионального значения. Заказчиком выступает Главное управление по капитальному строительству Нижнего Новгорода, начальная максимальная цена контракта составляла 30,4 млн рублей. Заявка была подана только одна – от московской компании ООО "Зодчие Северо-Запада", с ними и подписали контракт.

Срок выполнения работ — 22 месяца с момента заключения контракта, в качестве источника финансирования указаны средства бюджета Нижегородской области на 2019, 2020 и 2021 годы. Как отмечено в документации, Дом Павловой является самым большим экспонатом музея. Здание было привезено на его территорию еще в 1980-х годах из деревни Раково Ковернинского района. Его особенностью является принадлежность к типу домов-комплексов, редко встречающихся в Нижегородской области.

IMG_3749.jpg

IMG_3741.jpg

IMG_3751.jpg

Фото: Дом Павловой

Работы включают реставрацию срубов и двора с въездом, тесовой кровли, резного декора, интерьеров и печи, а также усиление фундамента и пропитку древесины специальными составами. Реставрация будет вестись под научным руководством. В качестве проектировщиков указаны две компании — ООО "АР Групп" и "Реставрационный центр — архитектура, производство, обучение".

Радостная новость о грядущих работах все же является одновременно и тревожной. Дело в том, что проект реставрации Дома Павловой уже существует: его делал в свое время признанный авторитет в деревянном зодчестве – Александр Попов. Однако его компания не участвовала в тендере и не будет вести научного руководства. По мнению Попова, отреставрировать дом качественно за предложенные деньги и сроки – просто невозможно. На памятник такого уровня требует не меньше трех лет и 50 млн рублей.

Свою позицию реставратор изложил в интервью местному изданию: «…любые «неидеальные», как Вы говорите, работы, неизбежно нанесут ущерб памятнику, если вообще его не погубят. Вот вам предложили бы полостную операцию сделать «не идеально». Например, шунтирование сердца провести за полчаса силами фельдшера или студента мединститута, вы бы согласились? Дом Павловой – памятник весьма ответственный по двум причинам. Во-первых, он объективно очень сложный, сохранил большое количество подлинных элементов – не только конструкций и декора, но даже и интерьеров, что вообще-то большая редкость. Ну и сами по себе конструкции тоже очень сложные – две двухэтажных избы, ворота и светелка над ними, двор… Мы посчитали, что для реставрации этого памятника необходимо задействовать специалистов не менее чем восьми ремесленных реставрационных специальностей. Это плотники, столяры, резчики (на доме фантастически красивая глухая резьба), кровельщики (кровля была из дранки, ее надо соответствующим образом заготавливать), кузнец, это специалисты по фундаментам, это печник и штукатур. Все эти специалисты должны работать в команде, и многие из них нуждаются в специальном оборудовании. Например, нужна кузница, столярная мастерская с соответствующими станками, камерой для просушки древесины и другое. Отдельный вопрос – заготовка качественного леса, которая производится только в зимнее время.

Ну а вторая причина – здание доведено до очень тяжелого физического состояния. Необходима частичная замена венцов сруба, сгнивших и провалившихся полов первого этажа. Это невозможно сделать без полной переборки здания – то есть все элементы дома надо промаркировать, разобрать и собрать заново с заменой аварийных – венцов сруба, балок, полов, стропил и прочего. Причем работы, разумеется, нужно вести по историческим технологиям и репликами исторических инструментов. Это, вообще-то, нужно делать на любом деревянном памятнике, но на этом – особенно. Тут любой «фальшак», любая работа бензопилой или электрорубанком, любое оцилиндрованное бревно будут бросаться в глаза даже не специалисту. Дом Павловой – один из самых интересных и ответственных объектов, с которыми мне приходилось работать в последние годы, это, безусловно – жемчужина вашего музея».

Итак, долгожданный приток средств в условиях ФЗ-44 и сложившихся практик, может перерасти не в реставрацию, а в реставрационное освоение средств, а вместо разрушающихся, но подлинных построек, мы рискуем увидеть целехонькие новоделы… 11 месяцев на все про все…

Фото: Сайт Архитектурно-Этнографического музея-заповедника «Щелоковский Хутор», Евгения Твардовская

На главную