Северо-Запад – за федеральный реестр добросовестных разработчиков зон охраны и исторических поселений

Псковское областное собрание депутатов 29 октября 2020 года приняло на пленарном заседании постановление в поддержку обращения Законодательного Собрания Республики Карелия к заместителю председателя Правительства РФ Марату Хуснуллину о сохранении и эффективном использовании историко-культурного потенциала исторических поселений.
Карельские, а теперь и псковские депутаты предлагают Правительству РФ принять ряд мер, в частности, по ужесточению требований к разработчикам проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Для начала эту деятельность предлагается сделать лицензируемой – пока что к организациям, берущимся за разработку проектов зон охраны, не предъявляется квалификационных требований. Более того, авторы документа предлагают ввести обязательную аттестацию специалистов – разработчиков зон охраны.
Кроме того, по аналогии с реестром добросовестных поставщиков на федеральном уровне предлагается создать единый государственный реестр добросовестных исполнителей работ по разработке зон охраны объектов культурного наследия и документации исторических поселений.
Для Пскова, в свете недавней скандальной истории с зонами охраны памятников Мироносицкого кладбища, разработанными заезжими столичными «женами-миросносицами», это более чем актуальная инициатива.
Другая инициатива документа – упрощение, посредством специального федерального нормативного правового акта, процедуры исключения из Единого госреестра утраченных объектов культурного наследия; но в увязке с обязательством застраивать их места копиями ("репликами") погибших архитектурных и исторических памятников.
Карельско-псковское обращение в Правительство будет рассматриваться на конференции Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР), которая должна пройти в середине ноября в Новгороде Великом. Документ уже поддержал постоянный комитет ПАСЗР по культурной политике и туризму.
Текст обращения к вице-премьеру М.Ш. Хуснуллину доступен на официальном сайте Законодательного Собрания Карелии. Авторы документа указывают на ряд пробелов в нормативном регулировании деятельности по созданию не только проектов зон охраны, но и границ, предметов охраны и градрегламентов исторических поселений.
Эта деятельность, подчеркивается в документе, согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», не подлежит лицензированию. «Требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве исполнителей работ по разработке проекта зон охраны объектов культурного наследия, подготовке предмета охраны и границ территории исторического поселения, а также требования к градостроительным регламентам в указанных границах на законодательном уровне также не закреплены», – отмечают авторы.
И продолжают: «В этой связи отсутствие поставщика или подрядчика в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), формируемом в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не может гарантировать заказчику качественное и своевременное выполнение условий контракта. Полагаем, что действенным механизмом могло бы стать создание федерального государственного реестра добросовестных исполнителей работ по разработке зон охраны объектов культурного наследия».
Кроме того, документация для утверждения предмета охраны, границ территории исторического поселения и требований к градостроительным регламентам в указанных границах не подлежит государственной историко-культурной экспертизе. В результате «сложилась ситуация, когда отсутствие требований к исполнителям работ, а также к проведению государственной историко-культурной экспертизы, является причиной подготовки документации, не позволяющей в дальнейшем обеспечить грамотное планирование направлений перспективного развития муниципального образования».
Упрощение процедуры исключения из Единого госреестра утраченных или «необратимо руинированных» объектов культурного наследия, по мнению авторов документа, необходимо «для сохранения архитектурно-градостроительной среды исторических поселений и ее воссоздания».
«В настоящее время, – отмечают авторы, – вопросы исключения из единого государственного реестра руинированных и утраченных объектов культурного наследия, по которым в силу давности событий отсутствует возможность подтверждения обстоятельств, повлекших их разрушение, решаются крайне медленно. Вместе с тем, в случае исключения объекта культурного наследия из реестра все установленные в этой связи ограничения в отношении объекта недвижимости и земельного участка снимаются, при этом меры, обеспечивающие сохранение внешнего вида ценной архитектурной среды в исторических поселениях в рамках нового строительства на данном земельном участке, законодательством о культурном наследии не предусмотрены».
Поэтому инициаторы обращения предлагают:
1. Принять федеральный нормативный правовой акт, устанавливающий «порядок принятия решения об исключении из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объектов культурного наследия (в том числе утраченных в предшествующие годы), с одновременным закреплением за правообладателем земельного участка обязательств по возведению реплики утраченного объекта на основании архивных материалов».
2. Дополнить законодательный перечень работ, требующих лицензирования, «работами по подготовке проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также предмета охраны, границ территории исторического поселения и требований к градостроительным регламентам в указанных границах».
3. Сформировать «федеральный государственный реестр добросовестных исполнителей работ по разработке зон охраны объектов культурного наследия, а также предмета охраны, границ территории исторического поселения и требований к градостроительным регламентам в указанных границах, в целях оказания содействия регионам Российской Федерации в получении качественных услуг».
Фото: Псковское областное собрание депутатов