Спасти карабахские памятники

Спасти карабахские памятники

16.11.2020
Спасти карабахские памятники

Обращение к Президенту России В.В. Путину

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

14 ноября Вы обратили внимание президента Азербайджана на то, что в районах, которые в соответствии с трехсторонним Заявлением по Нагорному Карабаху возвращаются Азербайджанской Республике, расположены христианские храмы и монастыри, подчеркнули важность обеспечения сохранности и нормальной церковной жизнедеятельности этих святынь и получили заверение, что «именно в таком ключе будет действовать азербайджанская сторона».

В тот же день монастырь Дадиванк в Кельбаджарском/Карвачарском районе, вне линии разведения сторон, был взят под охрану российскими миротворцами. Однако неизвестно, на какой срок, поскольку, согласно трехстороннему Заявлению, район должен быть передан азербайджанской стороне уже 15 ноября; с наступлением этого дня срок передачи продлен до 25 ноября.

На территориях, как подлежащих передаче азербайджанской стороне согласно трехстороннему Заявлению, так и перешедших под ее контроль в результате военных действий, среди десятков памятников искусства расположены выдающиеся ансамбли античной и христианской армянской культуры, представляющие мировую ценность.

kar2.jpg

Помимо названного монастыря Дадиванк, это и античное городище Тигранакерт, и церковь Ванкасар близ него (Агдамский район, территория передается до 20 ноября), и монастырь Цицернаванк (Лачинский район, территория передается до 1 декабря), и перешедшие под контроль азербайджанской стороны в результате военных действий руины церкви Охты Дрни в Мохренисе (Гадрутский район), церковь монастыря Гтчаванк (Гадрутский район), монастырь Амарас (Ходжавендский / Мартунинский район), церковь Казанчецоц (Шуша/Шуши) и другие.

Подчеркнем, что если наиболее известные архитектурные памятники на этих территориях находятся в поле внимания международного сообщества, то фрески с армянскими надписями, армянские каменные кресты-хачкары, постройки Позднего Средневековья остаются наименее защищенными.

kar4.jpg

Кроме того, список угроз не исчерпывается церковными памятниками. В опасности образцы гражданской и крепостной архитектуры, а также некрополи, включая надгробия и мемориалы погибших в Великой Отечественной войне. К сожалению, армяно-азербайджанский конфликт предшествующих лет знает прецеденты разрушения некрополей и мемориалов. Наиболее известен случай в нахичеванской Джульфе. Судя по опубликованным в сети Интернет, хотя и официально не подтвержденным, видеоматериалам, такие ситуации уже возникают вновь.

Заверения президента Азербайджанской Республики вселяют надежду на сохранение наследия Нагорного Карабаха; однако трагический опыт этно-конфессиональных конфликтов последних десятилетий на Балканах, Кавказе и Ближнем Востоке свидетельствует, что политических деклараций сторон недостаточно для предотвращения вандализма на местах в условиях нерегулярных боевых действий, исхода и перемещения населения, присутствия третьих сил. По сообщениям российских официальных лиц, в зоне конфликта находятся участники радикальных вооруженных формирований из Сирии, ответственные за разрушение многих ценнейших памятников истории и культуры в этой стране.

kar5.jpg

Как Вы знаете, церковь в Шуши уже пострадала в ходе войны; именно при авиаударе по ней были ранены трое граждан России. Но и в послевоенных условиях памятники культуры беззащитны перед действиями отдельных лиц и групп, особенно вооруженных. Так, 14 ноября Армянская Апостольская Церковь сообщила о новом осквернении того же храма в Шуши.

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Международный опыт защиты культурных ценностей, оказавшихся на территории военных конфликтов, свидетельствует о необходимости долгосрочных действий по предотвращению дальнейших разрушений. Считаем, что все объекты христианского культурного наследия, иные исторические и мемориальные объекты в Нагорном Карабахе и прилегающих районах, остающиеся с внешней стороны от линии разграничения, нуждаются в защите миротворческого контингента России. И не только до, но и после передачи территорий. И особенно там, где прошли военные действия.

Понимаем сложность реализации этого предложения. Однако Россия в 2016–2017 годах уже осуществила эффективную миссию по спасению объектов культурного наследия, оказавшихся в опасности на территории Сирии. Обращаемся к Вам с призывом сделать аналогичную миссию в зоне урегулирования нагорно-карабахского конфликта темой межгосударственных переговоров, с выходом на соглашения о защите культурных ценностей, дополнительные к достигнутым договоренностям.

Также считаем необходимым создание в Нагорном Карабахе мониторинговой миссии с привлечением специалистов по культурному наследию, согласно международной практике ЮНЕСКО, как это имело место в Косово. До появления экспертов мониторинг могли бы взять на себя сами российские миротворцы.

С уважением,

Алексей Лидов, историк искусства, византолог, академик (действительный член) Российской академии художеств, зав. отделом Института мировой культуры МГУ, директор Научного центра восточнохристианской культуры, эксперт ЮНЕСКО (Москва)

Константин Михайлов, член Совета при Президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, координатор Общественного движения «Архнадзор», главный редактор сайта «Хранители Наследия» (Москва)

Рустам Рахматуллин, писатель, координатор Общественного движения «Архнадзор» и Союза экскурсоводов России, программный директор Школы наследия, лауреат премии Правительства России в области культуры и искусства, премии им. Д.С. Лихачева (Москва)

Николай Силаев, ведущий научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО МИД России (Москва)

Евгений Соседов, заместитель председателя Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, президент Национального научного комитета по правовым, административным и финансовым вопросам Национального комитета ICOMOS, лауреат премии Президента России для молодых деятелей культуры (Москва)

Виталий Сусленков, историк искусства, старший преподаватель кафедры истории и теории христианского искусства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва)

Наталия Душкина, профессор МАрхИ, эксперт Международного ICOMOS по объектам Всемирного наследия, научный руководитель Школы наследия, лауреат премии имени Алексея Комеча (Москва)

Приложение. Справочные сведения об основных памятниках

Тигранакерт (у села Шахбулаг, Агдамский район). Руины античного города, предположительно одного из четырех городов, основанных царем Великой Армении Тиграном II Великим в I веке до н.э. и носивших его имя. Город открыт раскопками, проводившимися с 2005 года.

kar6.jpg

Церковь на горе Ванкасар близ Тигранакерта. Церковь VII века, пережившая реконструкцию 1986 года, уничтожившую ее хачкары и армянские надписи.

Цицернаванк (село Агоглан/Цицернаванк; Лачинский район). Монастырь с сохранившейся базиликой Сурб Геворг (Св. Георгия Победоносца, V–VI века) и средневековым армянским кладбищем. Упоминается с XIII века. По церковному преданию, место хранения реликвии – мизинца (арм. «цицерн») Св. Григория Просветителя, крестителя Армении, и мощей св. Георгия Победоносца.

kar7.jpg

Дадиванк (близ села Венг/Дадиванк, Карвачарский/Кельбаджарский район). Монастырь, основанный в IX веке. Главные постройки датируются XIII веком. Возведен над местом погребения Св. Дади, ученика апостола Фаддея, проповедовавшего христианство в Армении в I веке. Ансамбль с собором, двумя церквами, колокольней, трапезной, служебными постройками, оборонительной стеной, памятными хачкарами. В соборе сохранились фрески XIII века.

kar3.jpg

Гтчаванк (близ села Тух/Тох, Гадрутский район). Монастырь XIII века с сохранившейся церковью и остатками фресок в нем.

Церковь Охты Дрни (Охтдрниванк) близ Гтчаванка (3,5 км от села Мохренис, Гадрутский район). Руины церкви VI века, одной из уникальных в раннехристианской архитектуре по своему сложному центрическому плану.

Собор Спасителя (Сурб Аменапркич) Казанчецоц и церковь Канач Жам в Шуша (Шуши). Собор построен в 1868–1887 годах по образцу собора Св. Эчмиадзина в Первопрестольном Вагаршапате; церковь Канач Жам построена в 1847 году.

Амарас (Ходжавендский/Мартунинский район). Монастырь, основанный в IV веке св. Григорием Просветителем (в Православной церкви св. Григорий Армянский). Место погребения св. Григория, внука Просветителя. Первый учебный центр Армении, где преподавал создатель армянской письменности св. Месроп Маштоц. Сохранились погребальная камера с могилой св. Григория и церковь.

Заглавная иллюстрация: монастырь Дадиванк под охраной российских миротворцев. 16 ноября 2020 г. Источник: «Военный обозреватель».

Фото Виталия Сусленкова и из открытых источников

На главную