Трехсторонний пакт о ненападении на памятники

Трехсторонний пакт о ненападении на памятники

24.11.2017
Трехсторонний пакт о ненападении на памятники

ВООПИК - АУИПИК - Росимущество: магический треугольник

Евгения Твардовская

Вслед за соглашением о сотрудничестве с Министерством культуры, которое было заключено в этом сентябре в Калининграде,  ВООПИК подписал аналогичные два документа с другими важными действующими лицами сферы сохранения наследия со стороны государства – Росимуществом и Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры (АУИПИК). Церемония прошла в рамках VI Санкт-Петербургского культурного форума 17 ноября 2017 года.

«Соглашения в сфере сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия» не содержат конкретных названий, сроков и сумм. Это, по сути, декларации о намерениях, рамочные документы, фактическое наполнение которых еще предстоит. Но о принципах и направлениях уже договорились: это обмен информацией, волонтерство, общественный мониторинг и экспертиза, возможность доступа и показа памятников.

форум3.jpg

«По нашей информации, сегодня госфинансированием охвачено не более 5% культурного наследия по стране, - сказал нам Артем Демидов, председатель Центрального Совета ВООПИК. -  Большая часть памятников, представляющих безусловную историческую и культурную ценность, скажем, деревянные церкви Русского Севера, не имеет перспектив на получение госфинансирования и не привлекательна для инвесторов. Но это наши памятники и наша ответственность. Мы предлагаем вариант организации на таких объектах волонтерских точек. Добровольцы помогут хотя бы законсервировать объект, увеличить его шансы на то, чтобы дождаться реставрации. Ну а другая сторона сохранения – это организация доступа и возможность показа. Мы сохраняем, чтобы дать возможность людям увидеть памятник. И здесь также ВООПИК имеет большие возможности для сотрудничества. Только в консолидации наших усилий мы сможем сохранить наследие».

«АУИПИК И ВООПИК – это не просто созвучные аббревиатуры, - отметил Роман Рыбало, руководитель АУИПИК. -  У нас общие задачи и фактически мы уже делаем ряд совместных проектов. В частности, обеспечиваем доступ экскурсантов в закрытые особняки в Москве и Петербурге, проводим субботники. Пилотным проектом стали волонтерские субботы в дворцово-парковом ансамбле «Михайловка» в Петербурге, организованные совместно с проектом ВООПИК «Открытый город».

форум1.jpg

Как сказал в экспресс-комментарии для «Хранителей Наследия» руководитель Росимущества Дмитрий Пристансков, его Агентство заключает такой договор впервые: «Мы выносим проблематику на новый уровень, так как объекты культурного наследия – не просто объекты имущественных прав с обычным правовым регулированием, но это и особый статус. Это тонкая настройка юридического свойства, особый порядок вовлечения в хозяйственный оборот, специальный более сложный порядок приватизации. Самое главное – особое правовое регулирование сферы охраны, реконструкции и восстановления. Поэтому нам крайне важно привлечь внимание общественности и помощь волонтерских движений. Мы совместно проработаем методические рекомендации, чтобы на местах в наших территориальных управлениях понимали, как обеспечивать взаимодействие с подразделениями общественных организаций, с региональными органами власти в сфере охраны наследия».

Соглашение с Росимуществом уже начало работать: в дни Культурного форума был открыт доступ экскурсантам в петербургский Дом второго общества взаимного кредита – на Садовой, 34.

Значение таких соглашений, пусть они и рамочные и (пока) декларативные) не стоит недооценивать: если, например, впервые в истории Росимущество подписало официальный и публичный документ о том, что будет работать в целях сохранения и популяризации наследия - то оно не может не понимать, что в любой проблемной ситуации с памятником, находящимся в его ведении, именно об этой формулировке ему напомнит непреклонная общественность.

В скором времени мы надеемся опубликовать на нашем сайте интервью замминистра экономического развития, руководителя Росимущества Дмитрия Пристанскова – о том, как его ведомство намерено теперь работать с объектами культурного наследия. 

Фото: Евгения Твардовская

На главную