«Цена контракта завышена по меньшей мере на 50 млн рублей»
Минкультуры РФ остановило конкурс на проектирование реставрации крепости Копорье в связи с протестом 11 экспертов
Евгения Твардовская
28 марта 2016 года в Министерстве культуры состоялось внеплановое заседание специальной комиссии, на котором было принято решение о корректировке технического задания и, соответственно, сметной документации объявленного ФГКУ «Центрреставрация» конкурса на разработку проекта реставрации объекта культурного наследия «Крепость Копорье (середина XV в., с церковью XVI-XVII вв.)». Финансирование работ предусмотрено за счёт средств федерального бюджета в рамках ФЦП «Культура России» и составило рекордную сумму - 99 633 919,99 рублей (на 2016-2017 годы).
В этот же день, 28 марта, в «Журнале событий» госзакупки появилась краткая запись: «Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) отменено».
Одиннадцать друзей Копорья
Подчеркнем, что комиссия – именно внеплановая. Таким образом Минкультуры оперативно отреагировало на письмо (текст имеется в распоряжении редакции), 11 титулованных специалистов, экспертов и реставраторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Саратова. Среди них – М.И. Мильчик, И.А. Хаустова, О.М. Иоаннисян, Т.Н. Пятницкая, Т.Н. Туманова, Н.Ю. Тютчева и другие.
В «письме 11-ти» эксперты высказывают и обосновывают два основных вывода, сделанных ими после изучения конкурсной документации:
«1. Конкурсная документация разработана непрофессионально, без учёта фактических потребностей памятника в проектной документации, без необходимой конкретики, что создаёт благоприятную почву для злоупотреблений в ходе исполнения контракта;
2. Цена контракта завышена по меньшей мере на 50 млн. рублей, а возможно и более. Эти средства могли бы быть использованы более рационально, в том числе и на реставрацию данного объекта».
«Передали письмо утром 22 марта. Реакция со стороны Минкультуры на наше письмо была молниеносной – конкурс, который должен был состояться 23-го марта, отменили, - рассказал «Хранителям Наследия» Михаил Мильчик, член ФНМС Минкультуры РФ, лауреат премии имени Дмитрия Лихачева. – По нашему мнению, стоимость работ завышена в 2-3 раза, и я уверен, что если бы не общая ситуация с арестами, на наше обращение никто бы не обратил внимание. Так уже было с Изборском в 2014 году, когда на наше обращение мы получили формальную отписку».
Возглавил работу комиссии 28 марта замдиректора Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Вадим Мурадян. Среди приглашенных были и представители заказчика – ФГКУ «Центрреставрация», и участники инициативной группы экспертов, и разработчики сметной документации, и представители Департамента госохраны, сохранения и использования объектов культурного наследия Ленинградской области.
«Тональность разговора была довольно дружественной, - отметила Ирэн Хаустова,член Союза архитекторов России, архитектор-реставратор высшей категории. - Но, как выяснилось, только из нашего письма Вадим Мурадян впервые узнал, что крепость Копорье уже изучалась более 20 лет специалистами Ленинградского филиала института «Спецпроектреставрации», и на основании этих изысканий был создан проект реставрации, главным архитектором которого была я. Проект начали реализовывать, но он был приостановлен в середине 1980-х. Кроме того, в 2014 г. специалистами «Союз экспертов Северо-запада» (ген директор М.И. Филипович) выполнено инженерное обследование памятника и разработаны первоочередные противоаварийные мероприятия по сохранению объекта. Эти наработки с определенными корректировками вполне могут быть использованы и сегодня, и позволят сэкономить госсредства. Однако нынешние составители сметной документации работали так, как будто до них Копорьем никто и никогда не занимался».
Добавим, что мнение Ирэн Хаустовой дорогого стоит, так как она - автор проектов реставрации почти всех ансамблей крепостных сооружений Ленинградской области: в Копорье, Ивангороде, Выборге, Приозерске (крепость Корела).
Гонорар уровня Стивена Кинга и Джоан Роулинг
В письме эксперты указали пять основных недостатков представленной сметы, которые требуют переработки. Отмечается также, что калькуляция разработана ОАО «Ренессанс-реставрация», информация о конкурсе по выбору этой компании в открытых источниках не находится. Но – это уже дополнительный штрих.
Итак, первое. Отсутствует собственно техническое задание – то есть официальный документ, декларирующий интересы заказчика – Российской Федерации. Все это, включая требования по сохранению объекта культурного наследия, определения задач приспособления и проч. - отдано на откуп проектировщикам. Отсутствие ТЗ как рамочной конструкции, устанавливающей цели и задачи реставрации и ограничивающей возможный волюнтаризм, опасно и может нанести ущерб древнему памятнику.
Второе. Более 30% (почти 28 млн рублей) предусмотрено для оцифровки чертежей. Сумма гигантская, в связи с чем эксперты считают, что «Необходимо понять суть данной работы, на что тратятся такие колоссальные деньги. Неужели оставшихся почти семидесяти миллионов не хватило бы для того, чтобы начертить чертежи на компьютере?!»
Третий довод в пользу оптимизации сметы. Предусмотрено выполнение предварительных работ общей стоимостью 39 025 477 рублей. Между тем, эксперты утверждают, что эта сумма могла бы составить всего 13 658 916 рублей, если бы разработчики изучили историю вопроса и выяснили, что часть запланированных работ была сделана ранее, многие исследования проведены и их результаты опубликованы. Так, полностью уже были отреставрированы въездной мост и Средняя башни.
Четвертый довод касается предусмотренной разработки пояснительной записки к архитектурно-археологическим обмерам общим объёмом 240 страниц общей стоимостью 1 196 203 рублей. Такой объем, по мнению экспертов, не предусмотрен никакими нормами. Кроме того, все обмеры выполнялись ранее, и требуется только их корректировка.
И наконец, пятый пункт, на который обратили внимание авторы письма – это отчёт о проведённых археологических исследованиях в объёме 480 страниц А4 на общую сумму 2 199 048 рублей.
«Между тем на памятнике в 1970-х гг. проводились значительные археологические работы экспедицией Ленинградского института археологии АН (теперь СПб. Институт истории материальной культуры РАН) под руководством известного археолога О.В. Овсянникова, - говорится в «письме 11-ти». - Археологические же шурфы на территориях возле моста Средней башни и Приворотного комплекса с Северной и Южной башнями вообще невозможны, т.к. после археологических расчисток земля снята до первоначального уровня».
Но и это еще не все. Согласно подсчетам авторов письма, общий объем текстового материала по итогам археологических исследований составил 1152 страницы формата А4 на общую сумму 6 510 518 рублей, то есть средняя цена страницы – 5 651,49 рублей.
Это гонорар уровня Стивена Кинга и Джоан Роулинг…
Оснований не доверять выводам ведущих экспертов нет. А по их выводам можно судить об уровне подготовки конкурсной документации для ценнейшей древней крепости. Либо это произошло по незнанию – тогда возникает вопрос, а почему же столь неквалицифированные кадры допускаются к планированию распределения госсредств, либо – смета составлена так умышленно. И тогда вопросы должны возникнуть уже у контролирующих и правоохранительных органов.
Авторы письма, обращаясь к министру культуры, предлагают следующее: «Просим лично вмешаться в сложившуюся ситуацию и отменить проведение конкурса на разработку научно-проектной документации по реставрации Копорской крепости, что позволило бы заказчику более внимательно изучить потребности памятника в выполняемых работах, познакомиться с уже существующей по нему документацией, после чего уточнить техническое задание и отказаться от нерационального использования средств федерального бюджета. Необходимо не допустить повторения трагической ситуации, связанной с реставрации Изборской крепости, на памятниках Копорья».
Официально на данный момент конкурс не отменен, а дата вскрытия конвертов с заявками перенесена на 19 апреля.
Выводы комиссии
Инициатива наказуема, и техзадание по Копорью в Минкультуры поручили подготовить тем, кто письмо-обращение подписал.
«Комиссия также поручила нам в течение двух недель разработать новую документацию, на 31-е марта уже назначено совещание в нашем областном Департаменте», - рассказала Ирэн Хаустова.
«Крепости Копорье просто повезло. Конкурс «всплыл» в самый неподходящий момент и потому привлек внимание, - считает Михаил Мильчик. – В этот раз в Минкультуре были любезны и сказали, что поторопились и не все учли. Но надо понимать, что сейчас будет исправлена только одна ошибка. Но дело не в ней, а в той порочной системе, которая сложилась. И эту систему надо менять. Сколько еще памятников под угрозой или уже изуродованы в результате таких конкурсов и контрактов?»
На этот вопрос комиссия не ответила. Что вовсе не означает, что тема вычеркнута из повестки дня.
Помощь зала
Важно отметить, что 11 экспертов, выступивших с требованием отменить конкурс, предлагают министру культуры проверить их доводы, предоставив возможность оценить их и высказаться также и другим специалистам.
Мы не знаем, воспользуется ли этим предложением министерство, но вот «Хранители Наследия» один такой комментарий уже получили – из Владимира, от заместителя директора «Научно-производственной фирмы «Тектоника» Ильи Косыгина. По собственной инициативе он проанализировал условия конкурса на реставрацию Копорья, после чего прислал в редакцию свои соображения. Это – пришедшаяся весьма кстати оценка практика-реставратора.
Вот что пишет, например, Илья Косыгин по поводу оцифровки чертежей за 28 млн рублей: «Расчет и обоснование стоимости этих работ выполнен согласно устаревшим реставрационным нормам (1993 г.), в соответствии с которыми затраты труда на компьютерную обработку чертежей в объеме одной форматки (лист формата А4) составляют от 4 до 6человеко-дней. Это было правильным в начале 1990-х годов, на заре развития компьютерной техники в России, но в наши дни попросту абсурдно. Подобная работа в современных условиях лишена всякого смысла и не осуществляется на практике. Чертежи при разработке проектных решений выполняются сразу в цифровом виде с использованием программных средств. Поэтому включать в сметы «компьютерную обработку», руководствуясь при этом нормами прошлого века, бессмысленно и неправомерно. Эти позиции составляют значительную часть стоимости проектных работ, но в реальности никакая «компьютерная обработка чертежей» подрядчиком не проводится».
Илья Косыгин также обратил внимание на то, что в «Документах закупки», в разделе «Разъяснение положений конкурсной документации», уже опубликована переписка между одним из участников конкурса и ФГКУ “Центрреставрация”, которая касается тех же вопросов, что поставили в письме в Минкультуры РФ “Одиннадцать друзей Копорья”: «Суть обращения, - пишет Косыгин, - сводится к необходимости отмены конкурса по причине его завышенной цены. Но заказчик вместо рассмотрения запроса по существу, отвечает, что виды и объемы работ определены пользователем объекта, сметы прошли экспертизу, согласованы органом охраны объектов культурного наследия, и поэтому отменять конкурс нецелесообразно».
«Получается странная ситуация: участник закупки – коммерческая организация – радеет за государственные интересы больше, чем госчиновники, которые обязаны заниматься этим по долгу службы… Очевидно, что в конечном итоге искусственное и необоснованное завышение стоимости проектных работ на объектах культурного наследия формирует финансовую базу для «откатов» и других коррупционных схем», - заключает г-н Косыгин.
Комментарий Министерства культуры РФ, 15 марта 2016 года: «На протяжении трех лет ведомством системно проводилась линия по ужесточению контроля за расходованием бюджетных средств в области реставрации. Если в 2011 году конкурсное снижение цен на торгах при заключении госконтрактов составило всего 1,17 %, то в 2013-2015 годах удалось добиться снижения в среднем на 15 %, а по отдельным крупным объектам – до 24% от цены, одобренной экспертизой. Подобная политика по снижению цен обеспечивала ежегодную экономию в миллиарды рублей».
Комментарий министра культуры РФ Владимира Мединского, 25 марта 2016 года: внутренний аудит в Министерстве культуры, начатый после громкого скандала с замглавы ведомства Григорием Пирумовым, “займет не один месяц”.
Комментарий “Хранителей Наследия”: если доводы 11 экспертов и реставраторов о завышении цены контракта будут признаны Минкультуры РФ верными, оно должно инициировать расследование правоохранительными органами мотивов и обстоятельств объявления своей подведомственной организацией конкурса с подобными условиями.
Досье. Крепость в Копорье была заложена в 1237 году. Впервые она упоминается в новгородских летописях в 1240 году, когда немецкие рыцари Ливонского Ордена построили в Копорском погосте деревянную крепость.
В 1241 году Александр Невский отбил ее и разрушил. В 1280 году великий князь Дмитрий Александрович поставил в Копорье каменный город, который через два года разрушили новгородцы в результате конфликта с князем. Вновь крепость была выстроена в 1297 году, а в конце XV — начале XVI века была перестроена.
Затем Копорье неоднократно переходило от России к шведам и обратно. Окончательно осталась у России только при Петр I, в 1703 году. Он передал ее нязю Меньшикову, а сразу после его опалы Копорье поступило в казну и в 1763 году было исключено из списка оборонительных сооружений.
В 2001 году крепость получила статус музея.
7 апреля 2013 года крепость официально была закрыта для посещения из-за аварийного состояния.
Копорская крепость – одна из старейших на российском Северо-Западе. Она занимает небольшую площадку скального мыса, окруженного двумя оврагами. Стены и башни сооружены из местного камня – известняка. Толщина стен – 5 метров, высота – 15 м, высота башен – 20 м.
Архитектурный комплекс включает в себя: оборонительные стены; воротный комплекс; мост, последняя часть которого раньше была подъемной; руинированную Преображенскую церковь; часовню - фамильную усыпальницу Зиновьевых.
До наших дней не сохранились «солдатские квартиры», продовольственный склад, конюшня, приказная палата и людские покои.
В июле 2015 года Росимущество передало крепость Копорье «в безвозмездное и бессрочное пользование» Музейному агенстству Ленинградской области. После этого областной комитет по культуре направил в Минкультуры РФ заявку о включении реставрации Копорья в ФЦП «Культура России (2012-2018 годы)».
Приложение: Текст письма 11 экспертов и реставраторов в Министерство культуры Российской Федерации:
Фото: anashina.com/krepost-kopore