Зигзаги усадебной удачи

В Николо-Жупани и Пальне-Михайловке сменились хозяева: чем это может обернуться
Евгения Твардовская
Вдохнуть в старинные усадьбы новую жизнь, найти рачительных и любящих владельцев – именно об этом с разными пропорциями романтизма-прагматизма говорится сейчас в контексте обсуждения жизни «дворянских гнезд». Парадокс в том, что, даже когда такие люди находятся, поддерживать их не спешат. Более того, есть и обратные примеры, когда сохраняющийся живой усадебный организм – вдруг зачем-то - искусственно «выключают». Искать логику, похоже, не стоит. Мы просто приведем два самых свежих примера.
Николо-Жупань: усадьбу отдали краеведческому музею
Восстановление усадьбы Николо-Жупань в Тульской области, о превратностях которого мы писали еще в 2015 году, перешло в активную фазу. Сообщается, что реставрация главного дома владения генерала А.Я. Мирковича теперь ведется на средства, выделенные из федеральной казны в рамках подготовки к празднованию 500-летия Тульского кремля. По итогам проведения конкурсного отбора к работе приступила подрядная организация «Лайм-парк». Сейчас в здании полностью восстановлены фасад и кровля. Общая стоимость реконструкции составит 46 млн рублей. Дом передали местному краеведческому музею, у которого пока есть планы только на первый этаж: в одной из комнат будет размещаться музей, посвящённый Отечественной войне 1812 года, в которой принимал участие хозяин дома Александр Миркович. Во второй комнате начнет работу экспозиция, посвященная советским литераторам, гостившим здесь в 1930-х годах: тогда усадьба стала Домом отдыха писателей.
Конечно, за Николо-Жупань радостно, хотя возникает вопрос, почему ж раньше-то не получалось спасти дом? Почему же много лет судьба этого мемориального и архитектурного ансамбля складывалась в основном из судебных тяжб с потомками Мирковича, получившими усадьбу в безвозмездное пользование? Мы писали о том, что много лет Ольга Троицкая-Миркович на свои средства восстанавливала и поддерживала фактически свое фамильное наследие, в то время как со стороны властей шло откровенное противодействие. Бесконечные письма и разбирательства не давали возможности гарантированных вложений и привлечения соинвесторов…
«Теперь смело можно сказать, какова была цель всех этих действий – заполучить памятник и федеральные средства на его реставрацию. А меня оставить с сотнями тысяч штрафов... Хотя не абсурд ли это? Штрафовать АНО, хотя собственник – Российская казна?», - считает Троицкая-Миркович.
Сегодня она продолжает судиться и добивается признания незаконной передачи памятника федерального значения «Дом Мирковича» из казны РФ в муниципальную собственность, а, следовательно, и краеведческому музею, а также – сохранения всего усадебного комплекса как федерального мемориального музея-усадьбы генерала А.Я. Мирковича.
Вообще история Николо-Жупани вряд ли может вдохновить потенциальных инвесторов. Один из первых «опытов» государственно-частного партнерства оказался неудачным… Выправится ли ситуация с усадьбой в дальнейшем, после празднования круглой даты, ведь музею тоже нужно финансирование?
Пальна-Михайловка: разорение «дворянского гнезда»
С октября 2019 года закрыт Центр досуга и отдыха, больше 60 лет работавший в главном доме усадьбы Стаховичей в Липецкой области. Благодаря ему здание поддерживалось и сохранялось. Кстати, Михаилу Михайловичу Стаховичу, внуку Алексея Александровича Стаховича, там разрешили создать музей его рода.
Теперь же - клубы по интересам, кружки не работают, концерты и постановки не проводятся. Штатных работников - директора Центра и худрука приютили в сельской администрации. А все дело в том, как рассказала GOROD48 глава Пальна-Михайловского сельсовета Ираида Аверьянова, что усадьба в целом и особняк Стаховичей в частности несколько лет назад были признаны объектами культурного наследия федерального значения. И принадлежат они теперь Росимуществу. А у Росимущества и Министерства культуры цель – найти богатого инвестора, чтобы он сделал из разваливающихся строений усадьбы полноценный объект для туризма, центр развлечений.
С 2012 года Центр культуры и досуга размещался в главном усадебном доме на «птичьих правах». Центр не имел права проводить каких-либо работы в помещениях, устанавливать отопление, но несколько лет назад волей областных властей отопление в клубе смонтировали. В особняке стало еще уютнее и удобнее, но и федеральные власти стали строже, и уже в этом году Центру культуры и досуга усадьбу использовать запретили.
«Переписка с Росимуществом началась у нас года с 2012-го, - говорит Ираида Аверьянова. - Меня также проверяла прокуратура – на каком основании Центр культуры и досуга занимает памятник архитектуры федерального значения? Но претензии ко мне были сняты, так как я не бездействовала, пыталась договориться с Росимуществом. Так просто сложилась ситуация. И все это вроде понимают, но закон есть закон, и продолжи мы самоуправство, нас будут обязаны просто привлечь к ответственности. Последний ответ из Росимущества был таким, что можно передать объект в пользование учреждению культуры на правах аренды. Цена за квадратный метр – от 50 до 150 рублей в месяц. А площадь главного усадебного дома, где размещался Клуб – 600 квадратных метров. Таких денег у нас нет».
Глава Становлянского района Сергей Никитин в курсе всей ситуации и пытается разрешить проблему: «Мы рассматриваем возможность аренды у Росимущества этого здания и возвращения работников ДК. План строительства нового ДК не снят с повестки. Рассматриваем также возможность развития усадьбы на основе государственно-частного партнерства в качестве туристического комплекса».
Удивительно получается: была усадьба, более-менее нормально использовалась так, что всем было хорошо – и туристам, и местным жителям. Росимущество вряд ли бедствовало без сверхприбылей от Пальны-Михайловки. Да и в конце концов у госструктуры задачи в первую очередь не извлечения прибыли, а создания общественного блага. Зачем же искусственно создавать проблему, чтобы потом ее героически преодолевать? Да и состоится ли это преодоление?