Владельцев памятников пока раздумали засекречивать

Правительство РФ заморозило разработанный ФСБ законопроект о засекречивании данных о владельцах недвижимости из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и в государственном кадастре недвижимости. Разумеется, целью авторов законопроекта не было ограничение распространения персональной информации исключительно о собственниках объектов культурного наследия. Но поскольку все они являются объектами недвижимости, то законопроект напрямую касается сферы охраны памятников.
По сведениям «Ведомостей», законопроект не будет внесен в парламент как минимум до начала работы Госдумы нового созыва (выборы пройдут осенью 2016 года). Как поясняют источники из числа «федеральных чиновников», «этот вопрос не в ближайшей повестке, он сейчас с учетом политического и избирательного цикла, очевидно, отложен». Также сообщается, что с критикой подобной инициативы Управление президента по борьбе с коррупцией, посчитавшее, что законопроект не учитывает норм антикоррупционного законодательства.
В октябре 2015 года «Хранители Наследия» рассказывали о предварительном одобрении законопроекта Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности. Общественное обсуждение законопроекта проходило с июля 2015 года, когда он был опубликован на официальном портале проектов нормативных правовых актов.
Авторы законопроекта считали, что "все чаще целью запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, становится не объект недвижимости, а персональные данные его правообладателя". А эта информация может быть использована «в преступных или компрометирующих целях».
Исходя из этого, законопроект предлагал закрыть общий доступ к персональным данным о владельцах из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, которые пока что являются общедоступными и могут быть получены любым гражданином по запросу.
Пресечение правонарушений законодательства о культурном наследии часто упирается в трудности с определением – как госорганами, так и градозащитниками - собственника или правообладателя памятника, которому можно вменить ответственность за нарушения и выдать предписание о прекращении незаконных работ. Ограничение специальным законом доступа к информации о них сделало бы эту задачу практически невыполнимой.
Справедливости ради, нужно отметить, что законопроект предусматривал возможность предоставления персональной информации из госреестров прав на недвижимость для представителей «компетентных госорганов и должностных лиц».
Неясно, правда, подразумевались ли под «компетентными» органы охраны культурного наследия.
Фото: Robert Linder (ru.freeimages.com)