Южный берег Крыма измерили линейкой Всемирного наследия

Южный берег Крыма измерили линейкой Всемирного наследия

14.11.2018
Южный берег Крыма измерили линейкой Всемирного наследия

Похоже, что дело обстоит именно так: измеряют мерками ЮНЕСКО, но пока не выдвигают в списки Всемирного наследия. Южный берег обследуется в рамках проекта «ЮБК – территория всемирного наследия», которым занимаются Государственный Эрмитаж, Фонд имени Д.С. Лихачёва - при поддержке фонда президентских грантов и других партнёров: Национального комитета ИКОМОС, Союза музеев России, Министерства культуры Крыма. В работе участвуют и многие музейщики, которые озабочены состоянием наследия на Южнобережье.

Первые результаты будут представлены на Культурном форуме в Санкт-Петербурге 15 ноября.

Как заявил директор Фонда им. Лихачёва Александр Кобак: «Включение Южного берега Крыма в список Всемирного наследия едва ли возможно на нынешнем этапе. Слишком много политических разногласий. Но в ЮНЕСКО разработаны очень хорошие критерии, механизмы оценки ценности объектов культурного наследия. Мы решили их «позаимствовать» и применить к культурному наследию Южного берега».

Другими словами, идет работа на опережение сразу по двум фронтам. Во-первых, в надежде на то, что рано или поздно юридическое будет приведено в соответствие с фактическим, да и спорить с тем, что ЮБК – территория Всемирного наследия - не приходится, что результаты первого этапа обследований явно демонстрируют. Во-вторых, проведенные исследования, по замыслу экспертов, помогут противостоять застройке и разрушению ценностей Южного берега – культурных, природных, архитектурных. А такая проблема встает, что называется, «в полный рост»: строительство идет даже в Никитском ботаническом саду.

Александр Кобак в подробном интервью, данном накануне Форума, поделился некоторыми деталями проекта:

«Мы хотим прежде всего оценить и описать этот уникальный культурный ландшафт. Этому посвящена программа «Южный берег Крыма – территория всемирного наследия». Руководит ею Елена Витенберг, сотрудник Фонда Лихачёва. Новизна нашего проекта заключается в том, что мы впервые рассматриваем Южный берег Крыма не как совокупность отдельных памятников, а как единый комплексный объект культурного и природного наследия, как уникальный природный и культурный ландшафт, который именно в этом качестве и представляет ценность для России, Европы и мира. <…>

С точки зрения природы – это уникальный объект, зона субтропического средиземноморского климата, крымские карстовые горы, которые подходят почти к морю и создают неповторимый ландшафт. Вообще, в эстетическом отношении общепринято живописность пейзажа определять разнообразием зрительных видов. В этом отношении Южный берег Крыма выдерживает самую строгую критику. Скалистые невысокие горы, пологий зелёный склон с дворцами и виллами, растительность садов и парков… Всё это создаёт очень красивые пейзажи. Я считаю, что можно сравнить Южный берег Крыма по красоте, наверное, с лучшими побережьями Европы. С Амальфитанским побережьем в Италии, или с Лазурным берегом Франции. Они известны многим. А Южный берег Крыма по существу не известен.

<…>

Если брать другой аспект – археологический комплекс, то он на ЮБК совершенно уникален. Там находки от Каменного века до позднего Средневековья. Там и восточные элементы истории Крыма. Ведь на протяжении двух тысяч лет этой территорией стремились овладеть самые сильные государства, которые имели выход к Чёрному морю: Римская империя, Византийская, Золотая орда, Османская империя, с конца 18 века — Российская империя.

Одним из самых знаменитых христианских памятников является Партенитская базилика у подножия горы Аюдаг.

<…>

Другой важный аспект связан с природой – это рукотворные парки. Парковый комплекс Южного берега был создан за поразительно короткий срок. При Потёмкине это началось, там работал английский садовник Уильям Гульд. После Потёмкина лет на двадцать дело это приостановилось, и возобновилось только в начале 19 века. Ещё Потемкин хотел превратить Южный берег в райский сад. Он призывал вкладывать большие деньги в преобразование берега, аналогов которому прежде никогда не существовало в границах Российской империи.

Мы выдвигаем еще одну идею для Южнобережья — «берег-парк». В отличие от названных мною Лазурного побережья и Амальфитанского – это сплошной парк, идущий на протяжении 70-60 километров. Во всяком случае, так это задумывалось в 19 веке».

Александр Кобак подчеркнул, что на ЮБК порядка 15 памятников федерального значения, еще 250 – регионального, но «поштучная» охрана не имеет желаемого эффекта. Коммерческая застройка агрессивна и самое ценное – ландшафты – приносятся ей в жертву: «Берег-парк не сохранится, если всё будет застроено коммерческим жильём и гостиницами. Тут поразительная история. Коммерческие люди хотят использовать красивые виды, но строят здания, которые их искажают. Самое ценное, что есть, приносится в угоду коммерции. Как змея, которая кусает себя за хвост. Мы хотим развивать туризм? Так для этого нужны не столько высотные гостиницы, сколько сохранение природной и рукотворной красоты. Красота Южнобережья уникальна, а хороших гостиниц полно повсюду в мире. Туристов будут привлекать не высотные здания, а красота ландшафта и уникальные памятники культуры».

Доживет ли нынешняя красота до номинации в ЮНЕСКО?

Фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

На главную