Захар Прилепин: «черных экспертов» – к уголовной ответственности
Захар Прилепин – руководитель проекта «Добровольцы культуры» в рамках ОНФ – обратился с письмом (есть в нашем распоряжении – Ред.) к министру культуры РФ Ольге Любимовой, в котором поднял актуальную тему негативной роли института государственной историко-культурной экспертизы в сохранении наследия. В письме тема экспертизы названа одной из «вопиющих проблем» отрасли.
Захар Прилепин пишет следующее: «Черные» экспертизы – целая индустрия, запущенная многочисленными группами бизнес-интересантов и бывшими сотрудниками министерства, находящимися сейчас под следствием. Поэтому я считаю необходимым учитывать мнение градозащитного и экспертного сообщества при аттестации экспертов, а также внести изменения в Положение об экспертизе и Положение о порядке аттестации экспертов, предусматривающие возможность досрочного лишения экспертов аттестации за недобросовестные экспертизы, нарушение закона, недостоверную информацию, подлоги и фальсификации данных об объектах. Предлагаемые в настоящее время Минкультом изменения привязываются не к реальным фактам и обстоятельствам недобросовестной деятельности «черных» экспертов, а к позиции региональных органов охраны наследия, которые часто выступают заинтересованной в уничтожении памятников стороной. Такие изменения не помогут лишить аттестации недобросовестных экспертов, зато дадут возможность для лишения аттестации наиболее порядочных и принципиальных из них.
Также, на мой взгляд, очень важно внести в законодательство уголовную и административную ответственность эксперта за недостоверное содержание и выводы экспертизы, особенно если они повлекли повреждение или утрату охраняемого объекта. Сейчас, к сожалению, ответственности не предусмотрено».
В своем обращении Захар Прилепин обращает внимание на конкретных экспертов, «специализирующихся» на исключительно отрицательных по отношению к памятникам заключениях. Их фамилии хорошо известны и читателям нашего сайта. Активисты неоднократно сообщали об их деятельности в Министерство культуры РФ, однако аттестацию такие эксперты все равно получали.
В обращении к Ольге Любимовой говорится следующее: «Очень прошу Вас отнестись внимательно к обращению наших товарищей и коллег из Московского областного отделения ВООПИК относительно эксперта О.Н. Карандашовой, вопрос переаттестации которой в настоящий момент решается министерством. За последнее время общественники уже обращались в Минкультуры по вопросам аттестации экспертов Т.П. Кудрявцевой, О.Г. Новиковой, Л.А. Траскунова и других, чья, прямо скажем, разрушительная деятельность вызывает вопросы у людей, много лет искренне борющихся за непреходящие национальные ценности. Однако позиция защитников наследия не была услышана руководством профильных департаментов министерства».
Напомним, что Л.А. Траскунов – автор экспертизы, на основании которой был исключен из выявленных памятников исторический парк усадьбы Опалиха. Впоследствии это распоряжение ГУКН Московской области было признано незаконным Верховным судом, до которого дошли градозащитники.
Т.П. Кудрявцева известна целой «серией» громких экспертиз, стоивших жизни значительным памятникам: обоснование сноса стадиона «Динамо»; сокращение границ территории усадьбы Кусково (в результате чего часть усадебного парка была вырублена ради строительства Северо-восточной хорды); экспертиза по исключению из перечня выявленных памятников «Садового павильона с садом, 1911 г., арх. К.Ф. Буров» в Москве (пер. Сивцев Вражек, д.42, стр.5) для легализации его застройки (экспертиза была опротестована общественностью и сейчас Садовый павильон отреставрирован); подписала экспертизу по сокращению охранной зоны здания Центросоюза для строительства высотного бизнес-центра. Слава «эксперта по вызову» пришла к Т.П. Кудрявцевой и в других городах: в Ярославле Татьяна Петровна разработала градостроительный регламент достопримечательного места «Исторический центр города Ярославля», который, по мнению местных градозащитников, вместо охраны исторической среды фактически стал удобным инструментом для ее разрушения и точечного строительства; в Санкт-Петербурге в ноябре 2019 года повторно подписала экспертизу по лишению охранного статуса здания медсанчасти на Одоевского, 10, которому угрожают снос и застройка.
Из последних «деяний» – экспертиза об исключении подмосковной дачи Афинского — Кострюкова из перечня выявленных памятников.
О.Г. Новикова – автор экспертизы, давшей «зеленый свет» исключению из выявленных и последующему сносу одного из старейших зданий в подмосковном Королеве, последнего жилого здания комплекса Завода военных самоходов британской компании «БЕКОС» (British Equipment Co. of Siberia, 1917 г., архитектор М.С. Лялевич).
Ну и наконец О.Н. Карандашова из Тулы – соавтор экспертизы, обосновывающей очередное сокращение зон охраны музея-усадьбы Архангельское, вызвавшее серьезный резонанс в конце прошлого года.
Очевидно, борьбой с недобросовестными экспертами «Добровольцы культуры» не ограничатся: «Буду рад, если у нас, сейчас и в дальнейшем, получится конструктивная работа по вопросам, связанным с охраной культурного наследия. Хотелось бы обратить ваше внимание на сохранение исторических поселений, защиту культурных ландшафтов и зон охраны, спасение гибнущих церквей и памятников архитектуры в провинции, которым требуются срочные противоаварийные работы» - завершает письмо Захар Прилепин.
На фото: снос последнего жилого здания комплекса Завода военных самоходов британской компании «БЕКОС» (февраль 2020 г.)