Ивановские памятники подчинились внутренней политике
![Ивановские памятники подчинились внутренней политике](/upload/iblock/589/5897f51a58d35ddef24c7ea0f10e19d7.jpg)
11 января 2016-го - первый официальный рабочий день самостоятельного Комитета по государственной охране объектов культурного наследия Ивановской области, о создании которого мы рассказывали в ноябре. День этот принес неожиданную для многих, но ожидаемую в коридорах региональной власти кадровую рокировку. Новый специализированный госорган охраны памятников возглавил не бывший руководитель Управления госохраны культурного наследия в региональном Департаменте культуры и туризма Александр Мартынов, а не имевшая доселе никакого отношения к охране памятников Анна Рожкова. Ранее она работала начальником управления в Комплексе внутренней политики Ивановской области, по образованию юрист.
Между тем, предполагалось, что Комитетом будет руководить не специалист по «внутренней политике», а именно Мартынов, по отзывам его коллег из федеральных структур, «прекрасный специалист и защитник памятников». Именно он вместе с группой соратников работал над положением о новом охранном госоргане и его структурой, а также над новым законом Ивановской области об объектах культурного наследия, принятом 25 декабря 2015 года. Но в Новом году с ним попросту не продлили контракт.
По версии ивановских СМИ, причиной для внезапного расставания с Мартыновым стала его жесткая позиция по отношению к епархиальным властям при расследовании гибели в пожаре 18 ноября 2015 года Успенской деревянной церкви XVII века в Иванове, объекта культурного наследия федерального значения. В то время как епархия устами Митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа твердо заявила «Мы считаем, что не виноваты в случившемся» - областной департамент Департамент культуры и туризма возбудил административное расследование - в отношении в том числе и религиозного «пользователя памятника».
По сведениям местных информресурсов, решение об увольнении Мартынова «принял лично губернатор Коньков после длительной беседы с митрополитом Иваново-Вознесенским и Вичугским Иосифом, который был очень недоволен позицией Александра Фёдоровича по поводу того, кто виноват в пожаре Успенской церкви».
Более того, «претензии к активному чиновнику были и у светских высокопоставленных лиц, которые строили себе жилые дома в охранных зонах с нарушением законодательства. Управление под руководством Александра Мартынова неоднократно выносило предписания нарушителям и отстаивало интересы государства в судах».
В комментарии для «Хранителей Наследия» Александр Мартынов не отрицал «церковной версии», заметив, что губернатору региона Павлу Конькову и раньше неоднократно жаловались на жесткую позицию, которую занимало руководимое им управление. Митрополит Иосиф, по словам Мартынова, неоднократно «высказывал замечания» по работе регионального госоргана, который препятствовал, например, строительству новых зданий на территории церковных объектов культурного наследия.
«Когда произошла трагедия с Успенской церковью, - подчеркивает Александр Мартынов,- мы по закону должны были возбудить – и возбудили - административное производство, направили в правоохранительные органы заявление о возбуждении уголовного дела по факту утраты памятника. Там оно еще рассматривается, а наше административное расследование мы вели, причем честно – и в отношении пользователя – религиозной организации, и в отношении собственника – территориального управления Росимущества. Думаю, в епархии понимали, что вскоре административное дело было бы передано в суд, а затем последовал бы гражданский иск о понуждении к восстановлению объекта культурного наследия, ведь за два месяца до пожара они отказались от охранной сигнализации».
По неофициальной информации, губернское начальство склонилось в результате душеспасительных бесед к позиции: «Кто угодно, только не Мартынов».
«Незадолго до Нового года, - рассказывает Александр Мартынов, - меня вызвали в администрацию области. Губернатор меня не принял; никаких высоких имен мне не называли, но сказали, что моя кандидатура «не прошла всех необходимых согласований» и мне лучше написать заявление по собственному желанию. В такой ситуации мне ничего не оставалось делать, как его написать, и с 30 декабря я в Управлении госохраны памятников не работаю. Жаль, что не получилось привести в новый Комитет ту команду профессионалов, которую мы в последние месяцы тщательно подбирали. Там теперь образовались вакансии».
Виновные в утрате Успенской церкви пока не названы. Административное расследование будет продолжаться до двадцатых чисел января. Не огласило своего вердикта и МЧС; по Иванову гуляет версия, что очаг первоначального возгорания находился на верхних ярусах колокольни, что косвенно указывает на поджог, а не на высказанную епархией версию неисправности электропроводки.
Что касается нового Комитета по государственной охране объектов культурного наследия Ивановской области, то он уже зарегистрирован как юридическое лицо и приступил к работе. У его нового неожиданного руководителя есть и одно неожиданное достоинство: Анна Рожкова является супругой одного из заместителей руководителя администрации города Иваново.
По нашей информации, Министерство культуры РФ несколько месяцев назад лишилось полномочий по согласованию кандидатур руководителей региональных органов охраны культурного наследия.