“Извлечение из реестра – процедура востребованная”

Редкий по откровенности документ под названием “Исключение объектов культурного наследия из реестра” обнаружен нами на сайте автономной некоммерческой организации “Судебный Эксперт”. Содержание текста полностью соответствует названию и представляет собою фактически инструкцию по лишению памятников охранного статуса.
Дословно:
“Этот вид экспертизы (государственной историко-культурной – Ред.) «извлекает» объект культурного наследия из реестра, делая его доступным для более широкого и разнообразного использования, модификации, обработки.
Многих интересует вопрос о том, каким образом можно вывести объект, и сейчас речь идет о зданиях, сооружениях, помещениях, из реестра культурных и исторических ценностей.
Извлечение из реестра – процедура во многих случаях важная, и по разным причинам востребованная. Во многих случаях она представляет собой попытку нахождения цивилизованного пути для того, чтобы получить возможность модернизировать, изменять, использовать объекты культурного наследия или культурно-исторические памятники. Для чего это может быть нужно, и какие оправданные причины могут быть для того, чтобы лишить памятник истории и культуры его данной законом защиты?
…Расскажем, что такое вывод из реестра, как работает в этом случае и как работает вообще историко-культурная экспертиза, и – как обычно – немного о том, какие услуги в этой области можно получить от АНО «Судебный эксперт».
Вывод памятников и объектов наследия из реестра для более широкого использования
Как правило, попытка вывести объект из реестра предпринимается для его более широкого использования, нежели это разрешено для памятников. Широкое использование и «более широкое использование» означают реализацию идей, возникающих в отношении памятников истории и культуры. Поскольку идеи бывают разные, и мотивы для реализации идей бывают разные, на этом направлении в работе историко-культурной экспертизы важно участие не просто сертифицированных и опытных, но внимательных специалистов. Которые могут понять ситуацию в разном контексте, и принять решение не только на основании того или иного прочтения инструкций и законов.
Есть множество примеров двух крайних случаев:
- когда объекты хотят вывести из реестра для получения более или менее значительной коммерческой прибыли и в чисто коммерческих, в конце концов, целях. Или в целях повышения материального удобства жизни тех людей, которые используют этот объект;
- когда объекты хотят вывести из реестра для того, чтобы улучшить их или пространство вокруг них, модернизировать для более удобного посещения или использования, отремонтировать, реновировать, модернизировать с сохранением культурной и художественной ценности.
Кроме этих случаев есть и такие, в которых рациональность решения о более активом (и бережном) использовании памятника сочетается с получением выгоды и удобства использования в бытовых целях.
…во многих случаях вывод объектов из госреестра памятников осуществляется, и может и должен осуществляться, по взаимному согласию сторон. Наверное, этот вид отношений еще не достаточно развит в России, но должен развиваться. Так как заботливое и ответственное отношение активных и обеспеченных людей к памятникам, которые они используют в разных целях, только поможет сохранить общественную культуру.
Видимо, вы уже поняли, о каком соглашении при выводе из реестра идет речь. Это та ситуация, когда государственная или независимая историко-культурная экспертиза внимательно рассматривает дело при наличии конкретных и осознанных предложений от инициатора, заказчика экспертизы. Заказчик или инициатор в таких случаях должен изучить сферу, о которой идет речь, и составить предложение для государственного реестра памятников или для историко-культурной экспертизы, предложение, в котором он представит свои идеи по более эффективному, рациональному использованию памятника, или по получению от него большей пользы…
Пути, которыми следует идти – как успешнее вывести культурно-исторический памятник из реестра
И одновременно с этим немного о пользе сотрудничества с крупной и опытной экспертной группой, которая является независимой, и работает по законодательным, научным и рыночным принципам. Мы с вами, естественно, рассматриваем два общих типа случаев:
- те, в которых объект, занесенный в реестр, занесен туда ошибочно, заказчик экспертизы знает об этом, или подозревает, и готов помочь нашим экспертам провести исследование и дать соответствующее заключение;
- те, в которых объект, занесенный в реестр, имеет право там находиться, но у вас (инициатора или заказчика экспертизы) есть предложения и идеи, которые, по вашему мнению, стоят того, чтобы вывести объект из реестра, с сохранением некоторых условий его охраны…
В АНО «Судебный эксперт» полностью соблюдаются все законодательные, экспертные и научные нормы работы в такой области, как историко-культурная экспертиза. Мы, как и многие самые опытные организации, руководствуемся не только буквой федеральных законов, но и доводами ценности и степени эффективной охраны культурных памятников, а также информацией о инициаторах экспертизы…
Мы детально рассмотрим ваш случай, и в случае возможности достижения соглашений по вашему вопросу, поможем вам получить нужное вам заключение для выведения объектов культурно-исторического наследия из реестра.”
К “манифесту” приложены расценки, а также список экспертов, к которым следует обращаться за помощью. Не откажем себе в удовольствии: Александр Садохин, директор центра деловых коммуникаций и социокультурной экспертизы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Ольга Ярцева, научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств; Ксения Кочетова, член Петровской академии наук и искусств; Виктория Лемко, выпускница Санкт-Петербургского госуниверситета культуры и искусств.
Комментарий “Хранителей Наследия”: Текст, в особенности выделенные нами места, комментариев, конечно, не требует. Мы надеемся, что последуют комментарии Министерства культуры РФ, которое занимается аттестацией госэкспертов в области культурного наследия.
Досье. “Центр по проведению судебных экспертиз и исследований” рекомендует себя как одну из ведущих экспертных организаций в России. Заказчикам он предлагает выезд экспертов в пределах не только Москвы и Московской области, но и “в другие регионы России”.
На фото: усадьба Глебовых-Стрешневых-Шаховских в Москве в процессе приспособления для “более широкого использования” “Геликон-Оперой".