Юрий Веденин: «Не вижу возможности для применения моего опыта и знаний»
«Хранители Наследия»
Концепция развития Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева до 2020 года была представлена на обсуждение Научного совета Министерства культуры РФ. Как сообщает официальный сайт министерства, документ «определяет приоритетные направления фундаментальных, прикладных исследований, а также проектной, поисковой, экспедиционной, экспертной деятельности».
Как подчеркнул, представляя концепцию, директор института Арсений Миронов, «в числе знаковых документов в работе находится проект Государственной информационной системы мониторинга эффективности государственной культурной политики». Его презентация намечена на апрель 2015 года.
На осень 2015-го намечено открытие портала общественного мониторинга наследия: на нем будет размещена информация об объектах культурного и природного наследия России «с привязкой их к местоположению и географическим данным», а также оцифрованная информация из архивов Института наследия и бывшего Института культурологии, включая Музейную энциклопедию, карты культурно-ландшафтного районирования и др. Контент портала планируется ежедневно пополнять за счет сведений, поступающих от волонтеров в регионах. Собранные таким образом сведения будут использованы при подготовке ежегодного доклада «О состоянии культуры в Российской Федерации».
Институт планирует развернуть фундаментальные исследования «по теории наследования культуры, механизмам этого процесса с точки зрения философии культуры, культурной антропологии, семиотики и психологии». Объектом изучения станет также «цивилизационный подход в культурологии, а именно наследование картины мира, ценностей, смыслов русской (российской) цивилизации».
Помимо этого институт намерен изучать «практики использования наследия», но не в российских регионах, а «в среде потомков русской эмиграции».
В 2015 году институтом будут проведены международные Панаринские чтения на тему «Культурное наследие как основа цивилизационной идентичности». В октябре 2016 года практически на эту же тему - «Культурное наследие как ресурс национальной идентичности» институт планирует провести в Санкт-Петербурге V Российский культурологический конгресс с участием зарубежных экспертов, на котором «особое внимание планируется уделить культурному наследию русского мира». Более того, институт намерен в июне 2015-го представить концепцию, а в декабре – выпустить первый том «Энциклопедии русского мира».
И наконец, по словам Арсения Миронова, «мы хотим на базе нашего учреждения создать полигон для ряда социологических и социально-психологических исследований, например как ценности и смыслы наследия воспринимаются в молодежной среде. Уже запущен краеведческий проект в популярной среди молодежи форме квеста. По итогам игры мы пытаемся определить, как меняется восприятие наследия у участников до и после ее проведения».
Как ни странно это прозвучит, но на презентации концепции развития Института наследия не присутствовал его основатель или, говоря казенным языком, «директор-организатор», руководитель рабочей группы Общественного совета Минкультуры РФ по проблемам культурного наследия Юрий Александрович Веденин. До декабря 2013 года он руководил институтом, а до апреля 2015-го работал в нем в должности главного научного сотрудника.
Впрочем, на самом деле странного во всем этом ничего нет, поскольку еще 6 апреля Юрий Веденин направил руководству института заявление об увольнении (текст имеется в редакции), в котором писал с плохо скрываемой горечью:
«В нынешней обстановке, сложившейся в Институте, не вижу возможности для применения моего опыта и знаний. Прежние приоритеты, в течение двадцати лет определявшие работу Института и отвечавшие его названию, за последний год вытеснены другими – на мой взгляд, не связанными ни с традиционными принципами науки, ни с решением задач, необходимым для сохранения наследия.
Совсем не случайно Институт в 2014–2015 гг. лишился целого ряда ценных сотрудников, долгое время профессионально работавших с природным и историко-культурным наследием, включая нематериальное наследие. В стенах института они стали авторитетными специалистами не только в России, но и в других государствах. На их место сегодня пришли новые люди, не связанные с наукой, не знакомые с практикой сохранения наследия. Поисковую специфику науки теснит идеология, игнорирующая разнообразие мнений, подавляющая свободу творчества и не отвечающая актуальным проблемам сохранения культурного и природного наследия...
Всё это определило моё решение расстаться с Институтом наследия, который я создавал вместе с моими соратниками и коллегами».
Как пояснил Юрий Веденин «Хранителям Наследия», заявление об увольнении было подписано, и 16 апреля 2015-го он считает своим последним рабочим днем. В институте, занятом масштабными планами, не нашлось места и времени для каких-либо церемоний: как дисциплинированный сотрудник, Веденин просто прошел по отделам с «бегунком».
Досье. Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия создан в 1992 г. Постановлением Правительства РФ «в целях научного обеспечения государственной культурной политики и региональных программ по сохранению и использованию национального наследия». В 1999 году институту присвоено имя академика Д.С. Лихачева.
Институт входит в систему из четырех подведомственных Минкультуры России научно-исследовательских институтов. В 2014 г. объединен с Институтом культурологии. В 2014 году в институте был открыт Центр государственной культурной политики и социокультурной экспертизы.
Фото: пресс-служба Минкультуры РФ, А. Фролов