Осень-2015. Что читать

Нынешняя осень оказалась богата на интересные издания – разные по жанру, но так или иначе связанные с исторической архитектурой России, темой охраны ее памятников и опытом наших предшественников на ниве сохранения наследия.
Давно ожидаемый и неожиданно тонкий четвертый том Свода памятников архитектуры и монументального искусства России по Тверской области. В числе его авторов и составителей - кандидат искусствоведения, заведующий сектором Свода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного Института искусствознания (Москва) Георгий Смирнов.
Первый том Свода по Тверской области увидел свет в 2003 году. Каждый охватывает несколько районов. В четвертой книге представлены статьи о памятниках зодчества и монументального искусства, сохранившихся на территории Жарковского, Западнодвинского, Зубцовского и Калязинского районов Тверской области. А получилась книга тоньше предыдущих, так как следующие по алфавиту - Кашинский район и город Кашин - никак не могли поместиться в этот том и требуют отдельного, который выйдет не ранее конца 2017 года. Туда же войдут и немногочисленные памятники Кесовогорского района.
Большинство памятников нового тома введено в научный оборот впервые. Книга изобилует иконографическими материалами, также публикуемыми впервые.
Кстати, многие новые объекты удалось выявить благодаря сотрудничеству с местным градозащитным движением «Тверские своды» - это и шоссейный мост XIX века через реку Малицу, и две церкви в Калининском районе.
Презентация тома состоится 28 ноября в Калязине, а 3 декабря в Москве. Издания «Свода» мгновенно становятся библиографической редкостью, так что – не пропустите.
Второе важное издание в жанре каталога, которое вышло этой осенью – "Владимирские усадьбы" А.Б. Чижкова и Е.А. Графовой. Это уже шестое издание некоммерческого партнерства «Русская усадьба», лауреата Всероссийской премии «Хранители наследия» 2015 года, посвященное усадебному наследию центральных губерний России. Что ценно для путешественников – каталог содержит географическую карту расположения усадеб, а всего их описано - 161.
Авторы обследовали каждую усадьбу и зафиксировали их современное состояние. Усадьбы сгруппированы по районам, а внутри этих глав – по алфавиту. Статьи каталога содержат архивные и библиографические ссылки, а также фотографии и планы, иллюстрирующие степень сохранности и характер использования объектов. Каталог дополнен алфавитными указателями усадеб, их владельцев, создателей - архитекторов, художников, паркостроителей, и списком усадеб по уездам.
Так что если вы планируете путешествие по усадьбам Владимирской губернии – перед вами исчерпывающий путеводитель.
Переходим на личности.
Серия ЖЗЛ пополнилась биографией выдающегося архитектора «Алексей Щусев: зодчий Всея Руси». Автор книги – Александр Васькин, писатель, историк, москвовед. Он раскрывает незаурядную историческую личность своего героя с разных сторон – как архитектора, реставратора, защитника старины. Многогранная творческая и личная индивидуальность Щусева стали отражением сложной неоднозначной эпохи, в которую он жил. Был ли он придворным сталинским зодчим? Отрекся ли от старых своих взглядов? Искренне ли разделял идеи новой советской страны? Эта историческая фигура и по сей день вызывает массу споров.
Потомственный казак, дворянин, золотой медалист Академии художеств, архитектор Святейшего синода, кавалер царских орденов и лауреат Сталинских премий, автор трех десятков храмов, Мавзолея Ленина, Марфо-Мариинской обители, гостиницы «Москва», Казанского вокзала, станции метро «Комсомольская-кольцевая» — все это Щусев, охарактеризовавший свой творческий путь как «борьбу за воплощение собственных идей».
Еще одна значимая фигура пореволюционной эпохи – архитектор-реставратор Н.Д. Виноградов. В фокус внимания издателей – проекта «Москва, которой нет» - попал один важнейший и вместе с тем трагический этап его жизни, который и нашел отражение в названии нашей следующей книги в списке - "Китайгородская стена: реставрация перед сносом". Это альбом, составителем которого стала внучка Виноградова - профессор МАрхИ, кандидат архитектуры Елена Борисовна Овсянникова. Но пусть слово «альбом» не вводит вас в заблуждение.
В издании представлены 80 высококачественных фотографий стены и окрестностей, снятые перед ремонтом (фотофиксация) и во время работ в 1925-1926 годах, из архива семьи Н.Д. Виноградова. Но они дополнены статьями и дневниковыми записями за 1925-1927 гг., а это - бесценные свидетельства времени, эмоциональный контекст эпохи и жизни выдающегося человека: "1927 г. прошел в атмосфере чрезмерной эксплуатации беспартийных партийными, в т. числе меня, при ничтожнейшей оплате труда. Хотя я сегодня и получил жалованье, но что буду есть завтра, не знаю, т. к. оно уже прожито в кредит. Не раз в году мой мозг сверлила мысль: «Не покончить ли со всей этой мукой разом, пустив пулю в лоб?»
Ну, и наконец, еще один альбом, который называется «Архитектура на краю земли». Это новая книга американского профессора Уильяма Брумфилда, который вот уже почти 45 лет изучает Русский Север и делает потрясающие фотографии его памятников и ландшафтов. Книга открывается вступительной статьей и состоит из пяти частей: Западный берег Белого моря, От Вытегры до Мологи, Каргополь и окрестные деревни, От Вологды до Великого Устюга, Вдоль Северной Двины и за Полярный круг.
Вот что рассказывает о книге автор: «На обложке изображена церковь из Заполярья — сейчас ее разобрали, но есть надежда, что она будет восстановлена. В книге довольно много информации о храмах Мурманской и Архангельской областей. Так и возникла ассоциация с краем земли. Там, кстати говоря, и снимается иначе — в тех местах совершенно другой свет, фотографы меня поймут. Он рождает какое-то сверхъестественное восприятие окружающего мира. Думаю, читатель сможет это почувствовать, раскрыв книгу. Я стараюсь не только рассказать о Русском Севере как о географическом понятии, но и представить его особым культурным явлением, не лишенным мистических смыслов. Путешествовать и работать на Севере было непросто, но повсюду находились люди, которые мне помогали, за что я им искренне благодарен».