«История – не ностальгия, а экономический актив»

Донован Рипкема – о доходной экономике сохранения наследия
«Хранители Наследия»
Известный американский эксперт по экономике культурного наследия Донован Рипкема (Donovan Rypkema), автор нашумевшей в 2000-е годы книги «Экономика исторического наследия. Практическое пособие для руководителей местных организаций», известен читателям нашего сайта по весьма содержательным интервью 2018-го и 2015-го гг..
Недавно Донован Рипкема опубликовал на сайте The U.S. Chamber of Commerce Foundation статью «Сохранение исторического наследия: плюсы для вашего бизнеса и для ваших городов и сообществ» (Historic Preservation: Good for Your Business, Good for Your Community).
С любезного разрешения автора предлагаем нашим читателям перевод этой статьи. Надеемся, что убедительные цифры и факты, приводимые г-ном Рипкемой, побудят руководителей и общественность наших городов к активным и осмысленным действиям по сохранению их исторического наследия.
Помимо всего прочего, это просто выгодно.
***
© Getty Images
Почему это так? Потому что люди, которые гордятся своим местом проживания и местным сообществом, хотят показать его самые выдающиеся и особенные черты, и чаще всего это будут именно исторические районы – жилые и деловые. И это не ностальгия, а вполне осознанное понимание того, что гости хотят видеть места, не похожие на их собственные, и часто – это подсознательное понимание того, что трудноопределяемое «чувство пространства», как правило, ощущается именно в исторических районах города.
Американские города сильно отличаются в своем отношении к выявлению, защите и приумножению исторических ресурсов. Но те, кто делает сохранение истории приоритетом, получают реальные плюсы и дивиденды для местной экономики.
Восстановление исторических зданий – это трудоемкая деятельность, поэтому та же сумма денег, потраченная на восстановление, окажет гораздо большее влияние на местную экономику по количеству рабочих мест и доходу, который эти рабочие места принесут. Каждые 100 рабочих мест, образовавшихся в результате нового строительства, создадут дополнительные 135 рабочих мест в других секторах экономики. Но 100 рабочих мест в сфере реставрации-восстановления создадут дополнительные 186 рабочих мест, большинство из них на местном уровне. И эти места – оплачиваемые. $100 в трудовом доходе при новом строительстве создают $145 в трудовом доходе в других отраслях экономики, но $100, выплаченные работникам по проекту восстановления, создадут $174 в трудовом доходе в других отраслях.
Туризм по местам культурного наследия – это большая и растущая доля как внутренней, так и международной туристической индустрии. Но туристы наследия оказывают большее влияние на местную экономику. Они остаются в городе дольше, тратят в день больше и посещают больше мест, чем обычные туристы. Например, в штате Род-Айленд человек, интересующийся историческими культурными достопримечательностями, тратит в среднем на 33 % больше, чем обычный путешественник, а тот, который остается еще и с ночевкой – на 48 % больше, чем его коллега – просто приезжий.
Малые предприятия и старт-апы чаще предпочитают размещаться в исторических коммерческих районах. В оживленном городе Нэшвилл в исторических районах находится только 3 % всех рабочих мест, но при этом именно они дают 11 % роста рабочих мест, 13 % старт-апов и 15 % всех рабочих мест малого бизнеса.
Фото: Рабочие места в исторических районах Нэшвилла
Фото: Рабочие места креативного класса в Нью-Йорк сити
Исторические районы вполне четко демонстрируют свою приоритетность для работников умственного труда, а также для представителей креативного класса. Это справедливо для Нью-Йорка, где в исторических районах сосредоточено 8,4 % всех рабочих мест, из них 19,7 % - работники креативной индустрии: сферы искусства, развлечений и отдыха. И так – не только в Нью-Йорке. В Индианаполисе 16,2 % всех рабочих мест находятся в исторических коммерческих районах, и там же – 28,2 % всех рабочих мест научной и технической сферы. За последние 15 лет в небольшом городке Камберленд, штат Мэриленд, наблюдалось сокращение как в розничном секторе, так и в сфере умственного труда. Но в историческом центре города в этих секторах шел рост.
Исследования – одно за другим - показывают, что темпы роста стоимости в исторических районах опережают рынок в целом. Саванна, штат Джорджия – один из величайших исторических городов Америки. За пятнадцатилетний период, который включал в себя последний спад цен на недвижимость, каждый из местных исторических районов – некоторые довольно богатые, некоторые совсем наоборот – показывал рост цен больше, чем остальная часть рынка Саванны.
В разгар этого краха рынка недвижимости случаев изъятия заложенных домов в исторических районах было вдвое меньше, чем в остальной части города. И дело не в том, что житель исторического района не испытывает финансовых затруднений, но есть свидетельства того, что даже на «падающих» рынках существует достаточный спрос, чтобы владелец исторической недвижимости мог продать ее до потери права выкупа.
В экономике существует понятие «выявленные предпочтения» – потребители раскрывают свои предпочтения не путем опроса, а через свои экономические решения. В больших и малых городах потребители отдают предпочтение проживанию, покупкам, посещению и размещению своего бизнеса в исторических районах. И таким образом сформированная история вашего места – это не ностальгия, а экономический актив.
***
Перевод Евгении Твардовской