Проект государственного масштаба
Накануне слушаний 19 октября 2018 года в Общественной палате России о памятниках деревянного зодчества - продолжаем наш «деревянный сериал». Слово – руководителю Управления Минкультуры России по Центральному Федеральному округу, архитектору-реставратору I категории Николаю Чернышеву. На слушаниях в ОП будет представлен и только что вышедший в свет № 5 журнала «Охраняется государством» за 2018 год, в котором опубликована эта его авторская колонка.
Мне повезло увидеть объекты деревянного зодчества Русского Севера в 80-е годы прошлого века в их естественной природной и архитектурной и даже отчасти социальной среде. Зеркальная гладь озер и острые силуэты елок, кажется, не могли бы вместить иной архитектуры, настолько органично сплетаются здесь природный ландшафт и аскетическая красота храмов, сел и деревень, живописно размещенных в естественном окружении. Еще можно было встретить стариков, помнивших, как здесь кипела жизнь, и в меру своих сил придерживавшихся привычного для них традиционного русского уклада. Этими впечатлениями можно питаться всю жизнь, и именно они определили мой жизненный путь в реставрацию и шире – в охрану памятников.
С тех пор, конечно, многое изменилось, ушли старики, еще больше обветшали не имеющие хозяев дома, где-то, как в Лядинах и Иванове, огонь уничтожил уникальные храмы, ветшают срубы и проваливаются кровли – время и безразличие беспощадны к творению рук человеческих, а к деревянному зодчеству в особенности. Одновременно накоплен значительный опыт по изучению, консервации, реставрации, музеефикации деревянного зодчества. Но эти усилия неравнодушных людей, профессионалов и общественников, по сохранению наследия и уникальной плотницкой реставрационной и строительной школы - лишь капля в море существующих проблем.
В едином государственном реестре объектов культурного наследия на сегодняшний день зарегистрировано более 8,5 тысячи памятников деревянного зодчества, что в сравнении с более чем 140 тысячами объектов всех категорий относительно немного. Тем не менее, учитывая особенности материала и конструкций, а также состояние реставрационной отрасли, сохранение этой категории наследия представляет собой весьма объемную задачу.
К основным особенностям архитектурных сооружений из дерева, влияющим на их сохранность, относятся высокая степень пожароопасности этих объектов и лавинообразное ухудшение технического состояния после перехода критического порога аварийности. Так, повреждение кровли практически неизбежно ведет к утрате объекта, не говоря уже о пожарах, в результате которых объекты деревянного зодчества, расположенные зачастую вне населенных пунктов и не обеспеченные достаточными средствами пожаротушения, бывают уничтожены полностью.
Первый шаг в стратегическом планировании сохранения объектов деревянного зодчества сделан. По заказу Минкультуры России разработана «Концепция сохранения памятников деревянного зодчества и включения их в культурный оборот до 2025 г.» Этот документ содержит обширную и достаточно содержательную аналитическую часть, которая позволяет делать выводы как о динамике состояния памятников деревянного зодчества, так и о действующей методологии их сохранения. На основе представленных в концепции данных, очевидно, что дело сохранения деревянного зодчества остро нуждается во внедрении принципиально новых подходов с целью обеспечения максимального охвата объектов, формирования новых источников финансирования и оптимизации имеющихся бюджетов.
На мой взгляд, решением проблемы на первом этапе может стать практически полный отказ от проведения реставрационных работ в пользу графической фиксации, обеспечения физической безопасности, противоаварийных работ и консервации объектов культурного наследия. При этом все составляющие процесса сохранения должны быть обеспечены инновационными методиками и оборудованием. Конечно, некоторое количество реставрируемых объектов должно быть в работе и их количество должно неуклонно наращиваться, при этом их выбор должен основываться на четких критериях приоритетности финансирования и обеспеченности финансированием вплоть до завершения работ или предусмотренного проектом этапа.
Оперируя цифрой в 8,5 тысячи объектов, необходимо понимать, что это отнюдь не весь подлежащий сохранению тем или иным способом фонд деревянного зодчества. Такие здания есть и среди ценных градоформирующих объектов, расположенных в исторических поселениях и в зонах охраны объектов культурного наследия, и среди предназначенных к сносу деревянных строений, не подлежащих государственной охране. Конструктивные особенности отечественного деревянного зодчества позволяют осуществлять их перемещение, а это в случае с объектами, не являющимися памятниками, означает возможность их дальнейшего использования на новом месте или создания на их основе обменных коллекторов реставрационных материалов, конструкций и декоративных элементов.
Перспективным направлением - в связи с необходимостью масштабных работ по фиксации и консервации памятников деревянного зодчества, подержанию в должном техническом состоянии ценных градоформирующих объектов, рациональному использованию зданий, не являющихся объектами культурного наследия, - может стать активное привлечение к этим работам волонтерского движения. Полувековой отечественный опыт добровольческого движения в этой сфере показывает, что оно способствует решению вопросов сохранения памятников истории и культуры, изучению и сохранению традиционных технологий, сохранению нематериального наследия путем этнографических исследований, личностному росту многочисленных участников экспедиций и субботников.
Несомненно, что для решения некоторых из перечисленных задач понадобится внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты, причем не только в части законодательства об объектах культурного наследия, но и в смежных областях, потребуется обеспечение дополнительных источников финансирования, возникнет необходимость развития существующих музеев деревянного зодчества, создания новых методических подходов к сохранению наследия, формирования учебных и производственных центров.
Полагаю, что все законодательные, организационные и технические вопросы могут быть разрешены при наличии понимания, что деревянное зодчество один из важнейших и наиболее уязвимых факторов самоидентификации российской культуры. Его изучение, сохранение, популяризация - это проект государственного масштаба, требующий консолидации всех здоровых сил общества.
Краткое содержание предыдущих серий:
Виталий Скопин: «Непрофессиональный проект реставрации не менее опасен, чем пожар»
8 889 памятников и 14 миллиардов рублей
Елена Кутукова: «Моя работа заместителем губернатора началась в Ошевенском монастыре»
Протоиерей Алексей Яковлев: «Мы должны делать то, что возможно, чтобы невозможное сделал Бог»
Александр Попов: «Деньги госбюджета уходят не на сохранение памятников, а на их уничтожение»
Кондопога: можно ли восстановить?
Деревянные храмы Русского Севера в начала XXI века. Обзор реставраций
Елена Богданова: «С Кижами надо быть настоящей»
Общественная палата РФ проведет слушания по деревянному зодчеству
Роман Рыбало: «Деревянное зодчество станет частью приоритетного проекта»