Сергей Девятов: Не следует думать, что под Кремлем нас ждет готовый археологический музей
Советник директора ФСО России и историк – о сносе «14 корпуса», перспективах раскопок и расширения доступных для гостей пространств в Московском Кремле
В Московском Кремле полным ходом идет демонтаж административного “14 корпуса” у Спасских ворот. Будущее этого участка кремлевской территории пока не определено, поскольку каких-либо согласований о возможности восстановления Чудова и Вознесенского монастырей нет. Но большие надежды историки возлагают на будущие массированные археологические раскопки на месте демонтируемого здания.
Что скрывается здесь под землей? Каковы перспективы музеефикации археологического наследия? Об этом “Хранители Наследия” побеседовали с Сергеем Девятовым, советником директора Федеральной службы охраны России, профессором, доктором исторических наук, зав. кафедрой истории России XX-XXI вв. Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. В 2015 г. С.В. Девятов выпустил книгу «Московский Кремль. Памятники и святыни», в которой в том числе рассказывал об истории снесенных на рубеже 1920-1930-х гг. кремлевских монастырей.
- Сергей Викторович, в краеведческой литературе встречаются утверждения, что под поверхностью Ивановской площади сохранились подклетные этажи зданий Чудова монастыря. В частности, подвалы, где в начале ХХ века была создана усыпальница великого князя Сергея Александровича, убитого в январе 1905 года террористом Каляевым. Так ли это?
- В начале 1970-х годов рабочие, ремонтировавшие покрытие Ивановской площади, случайно пробили кирпичный свод – и попали в подземную церковь Сергия Радонежского, где обнаружили склеп великого князя, полностью сохранившийся. С его мундира они срезали тогда пуговицы и эполеты, их передали затем в Оружейную палату. Тогда было принято решение засыпать склеп песком, а сверху его накрыли железобетонной плитой. Эта подземная церковь не было никак отмечена.
В 1995 году президент Ельцин дал указание найти место захоронения Сергея Александровича. К работам привлекли специалистов-геофизиков. Они просвечивали подземное пространство под Ивановской площадью мощными радарами, произвели контрольное бурение, а затем вскрыли участок на Ивановской площади размером 2 на 2 метра. Есть документальные видеосъемки этих работ, они даже демонстрировались однажды на научной конференции в храме Христа Спасителя.
Исследователи вновь нашли захоронение, “завели” в недоступное подземное помещение камеры. Съемки показывают, что сохранились своды, стены – ударная сила взрывов пошла вверх. Все говорит о том, что эти подземелья сохранились в полном объеме – в начале 1930-х гг., видимо, решили, что проще их засыпать, чем демонтировать.
В 1995 году захоронение было вскрыто, из склепа достали гроб с телом великого князя, он был перезахоронен в Новоспасском монастыре.
Памятник на месте убийства великого князя Сергея Александровича (проект В.М. Васнецова). Снесен в 1918 г. на коммунистическом субботнике при личном участии В.И. Ленина. Воссоздан в 1993 г. в Новоспасском монастыре в Москве.
- Так что же, под площадью – целые этажи, подземелья и коридоры XVII века?
- Не следует думать, что там нас ждет готовый археологический музей, что можно открыть некую волшебную дверь – и попасть в XVII век. Музеефикация этих подвалов Чудова монастыря – это большая и кропотливая работа. Можно вскрыть перекрытия, но необходимы тщательные замеры, изучение состояния старинной кирпичной кладки. Ведь эти подземелья толком никогда не исследовались, а с 1995 года никто туда не заглядывал. Если убрать оттуда песок, которым эти помещения засыпаны – то стены просто могут “схлопнуться”, под очень сильным давлением почвы извне. Укреплять их изнутри железобетонным каркасом – запредельно сложно. Вставлять стальные распорки – как будет выглядеть тогда древнее помещение? Но в любом случае это решение не сегодняшнего дня. Сначала, в соответствии с действующим законодательством, необходимо провести огромный комплекс археологических работ в Московском Кремле.
- Что можно сказать об участке под “14 корпусом”?
- Надежды обнаружить что-либо в его внутренних двориках, не затронутых строительством в 1930-х годах, очень слабые, хотя чисто теоретически там могут быть культурные слои даже XIV века, то есть, относящиеся к золотоордынскому периоду. Под этими двориками - вентиляционные шахты, кухни, буфет, технологические ходы – там, судя по всему, была произведена полная выборка грунта, плюс еще бетонировали карстовые полости…
Максимум на что можно надеяться - могли сохраниться фундаменты внешнего контура стен Чудова монастыря по бывшей Чудовской улице. От Вознесенского монастыря – скорее всего, сохранилось крайне малая часть древних артефактов. Впрочем, какая-то часть культурного слоя, возможно, уцелела на участке, где стоял Малый Николаевский дворец или, как его называли в XVIII веке – Архиерейский дом.
Но с другой стороны, нашли же в начале 1990-х годов во внутреннем дворе здания Кремлевского Сената остатки подземелий подворья Трубецких.
Корпус келий Чудова монастыря (справа).
- Можно услышать мнение, что на месте снесенных монастырей нужно устроить археологический парк.
- Энтузиазм общественности в этом отношении понятен, но мне кажется, говорить о масштабном археологическом парке здесь – не очень реально. Кремль изрыт за века вдоль и поперек, его подземное пространство – это наслоение подземных ходов, фундаментов исчезнувших построек и т.п. Да, фрагменты подземных ходов есть, но в последующие века они были “нагружены” и прерваны новыми фундаментами, более поздними коммуникациями. Так что цельной картины древнего подземного Кремля мы на сегодняшний день не получим.
Но, безусловно, отдельные уникальные археологические фрагменты можно, и, как я думаю, необходимо музеефицировать, в той или иной форме. Возможно, выложить контуры каких-то исчезнувших древних зданий на брусчатке контрастным камнем, а может быть, удастся пригласить туристов в сохранившиеся подземелья Чудова монастыря. Впрочем, решения можно будет принимать только после проведения комплексных археологических раскопок данной территории. Во всяком случае, в ближайшее время Московский Кремль ожидают уникальные по своему размаху исследования древнего культурного слоя. Подобных археологических исследований Московского Кремля никогда не было, и поверьте, результаты раскопок на уникальной исторической территории дадут такие научные результаты, о которых мы сегодня даже не можем мечтать. Эти исследования, судя по всему, будут проводить археологи из Института Археологии Российской Академии наук, и общественность с нетерпением будет ждать новые научные открытия, касающиеся древнего прошлого Московского Кремля.
- Как Вы считаете, восстановление снесенных монастырей когда-нибудь будет признано возможным?
- Это зависит от позиции ученых, широкой общественности, контролирующих государственных органов и, конечно же, ЮНЕСКО. Между прочим, в начале 90-х годов прошлого века ЮНЕСКО выражала озабоченность в связи с воссозданием Казанского собора на Никольской улице недалеко от Московского Кремля. Считалось, что его возрождение нарушит сложившуюся застройку Красной площади… Хотя нелепый зеленый газон на месте храма буквально «бельмом» торчал напротив здания ГУМа, разрушая своим внешним видом сложившуюся с 1630-х годов традиционную застройку первых домов Никольской улицы города Москвы.
Конечно, России от ЮНЕСКО “никуда не деться”. Хотя, я считаю невозможным пытаться напрямую регулировать извне деятельность российских организаций по проведению реставрационных работ и музеефикации уникальных культурно-исторических объектов. Кстати, приоритет международного права над национальным законодательством в европейских государствах действует далеко не во всех странах.
Что касается виртуальных возможностей – для Вознесенского монастыря, например, в МАрхИ сделали объемную компьютерную визуализацию по состоянию памятника по состоянию на XVIII век. Все рисуется четко – церковь Михаила Малеина, сестринский корпус, главный Вознесенский собор, колокольня... Сохранившиеся материалы при использовании современных компьютерных технологий воссоздают геометрию пространства с допуском всего около 10 см.
- Кремль изучается и описывается уже не одно столетие. Что нового сегодня может открыть в нем историк? В частности, историк Сергей Девятов?
- Кремль как объект исследований – очень интересный, многослойный. Ну вот, например, все ли знают, что Московский Кремль еще в начале XIX века официально фигурировал в документах как «маневровая крепость II класса»? Более 150 лет после завершения его строительства он вообще мог считаться лучшей крепостью Европы. В основании фундаментов его стен – и белый камень – подмосковный известняк, и гранитные валуны, которые не встречаются в московских окрестностях, их везли с Севера России, возможно, с Валдая. Современные алмазные головки при исследовательском бурении ломаются в них через 15 см! А древняя строительная документация, планы, чертежи были уничтожены еще в средние века – и тогда заботились о секретности в стенах древнего Кремля.
Множество легенд, которые требуют проверки и подтверждения. Даже, казалось бы, хрестоматийная легенда о «Библиотеке Ивана Грозного». Если она, на что есть определенные указания, действительно спрятана в нижней части Тайницкого сада, т.е. ниже водоносного слоя – вполне могла сохраниться. Из этой библиотеки известна по названиям примерно одна десятая часть - вклады царя Ивана в монастыри и церкви. А в ней было, судя по описаниям современников, около тысячи книг. Последние упоминания о ее существовании относятся к временам царевны Софьи – сводной сестры Петра I. Находка тогда не вызвала интереса у правительницы. Искать стали только при царице Анне Иоанновне - вход в древнее подземелье тогда уже не смогли обнаружить. Так что для историков самых разных специальностей здесь работы еще на многие десятилетия.
А Кремль как духовная святыня – комплексно никогда не исследовался. Попытка такого исследования предпринята в книге «Московский Кремль. Памятники и святыни». Мы ведь не представляем себе сегодня до конца сакрального значения Чудова и Вознесенского монастырей, Красной площади. А ведь храмы Соборной площади, Иван Великий в их нынешнем виде были построены после их возникновения. Земли Чудова монастыря – дар ханши Тайдулы; Вознесенский монастырь – место древнего двора, скорее всего, Дмитрия Донского. Там была церковь, еще до возникновения женского монастыря. Это определенная загадка - почему вне пределов тогдашнего центра Кремля появились княжеские покои с церковью.
Через века четко прослеживается линия православных кремлевских церемоний. С Соборной площади крестный ход с царем и Патриархом направляется через Чудов и Вознесенский монастыри к Спасским воротам. Они обязательно заходили в Вознесенский монастырь поклониться гробам великих княгинь и цариц. Затем через Спасские ворота путь лежал к Лобному месту, которое олицетворяло Голгофу, а затем - к собору Василия Блаженного, символу Иерусалимского храма – и обратно через Спасские ворота на Соборную площадь к Архангельскому собору, к гробам праотцов – русских великих князей и царей. Это реальный маршрут шествий по святым местам в Кремле. У этих Крестных ходов в средние века был очень жесткий протокол всего священнодействия. В книге впервые удалось описать и осмыслить этот святой маршрут; стало ясно, например, почему Фроловские (Спасские) ворота – Святые, почему при Алексее Михайловиче было введено наказание тем, кто проходил через них “не ломая шапки”.
- Одновременно с предложением проработать вопрос о возможности восстановлении монастырей Президент России сказал летом 2014 года о необходимости расширении доступного туристам общественного пространства в Кремле. Он же распорядился открыть выход на Красную площадь через Спасские ворота. Можно ли ожидать, что они в обозримом будущем заработают и на вход? Что станут доступны какие-то новые зоны внутри Кремля?
- Для того, чтобы организовать вход в Кремль через Спасские ворота, нужно ставить перед ними, т.е. на Красной площади, современные досмотровые комплексы, да еще необходимо оборудовать их по современным нормативам доступной среды, на что древняя башня, конечно, не рассчитана. Системы безопасности, пандусы, крыша, чтобы люди не мерзли зимой, аналогичная той, которая поставлена у Кутафьей башне Кремля. И, хотя это временные, быстро монтируемые комплексы, подумайте, что тогда скажут защитники памятников? Так что вопрос пока в стадии всесторонней проработки.
Что касается расширения доступных пространств – есть разные идеи, они изучаются. Например, дирекция «Историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» предлагает открыть для доступа туристов и посетителей Кремля Нижний Тайницкий сад – от Боровицкой до Тайницкой башни. Есть предложения и об открытии доступа на какой-то участок кремлевских стен, в промежутке между Тайницкой башней и Боровицкими воротами. Видимо, эта тема так же требует всестороннего анализа и проработки. Есть предложения пустить туристов и во внутренние помещения стен, но ведь надо иметь в виду, что внутристенного пространства в них не существует – это монолитная кирпичная кладка. Так что даже частичное открытие кремлевских стен - это вопрос, который требует самой серьезной проработки всех компетентных органов. Поэтому что проблема дальнейшего переустройства туристических площадок Московского Кремля находится в стадии осмысления и обсуждения. Но это не значит, что вопрос закрыт. Есть еще многие туристические проекты, которые сегодня обсуждаются и могут стать реальностью в ближайшее время.
Беседовал Константин Михайлов
Досье.
ЮНЕСКО согласилась со сносом в Кремле?
Как Щусев и Жолтовский пытались спасти Чудов монастырь.
ЮНЕСКО против восстановления монастырей в Кремле.
В Кремле запускают машину времени.
Фотографии подземного храма-усыпальницы: Степанов М.П. Храм-Усыпальница Великого Князя Сергея Александровича во имя Преподобного Сергия Радонежского в Чудовом монастыре, в Москве. М., 1909.
Компьютерная реконструкция облика Вознесенского монастыря: mos-kreml.ru