Путь к уничтожению «немецких домов» открыт

Путь к уничтожению «немецких домов» открыт

25.03.2019
Путь к уничтожению «немецких домов» открыт

Госкомитет подписал приказ о снятии охранного статуса

Юрий Латышев, Челябинск

От редакции. Челябинск последовательно продвигается к уничтожению целого квартала «немецких домов» середины ХХ века на Социалистической улице. Борьба градозащитного «АрхиСтража» против за сохранение за ними охранного статуса, о которой мы рассказывали в начале февраля 2019 года, не увенчалась успехом. Госкомитет охраны объектов культурного наследия Челябинской области опубликовал приказ об исключении домов из списков выявленных памятников. Госорган согласился с актом государственной историко-культурной экспертизы,  выполненной экспертом Светланой Васильевой из Пензы, не признавшей за «немецкими домами» права быть включенными в Единый госреестр памятников. В нашей рубрике «Монолог» мы публикуем (с небольшими сокращениями) свежую статью лидера «АрхиСтража» Юрия Латышева, посвященную этой некрасивой истории.

«Госкомитет охраны ОКН под давлением экс-губернатора Дубровского, вице-губернатора Шаля, главы администрации Челябинска Елистратова и председателя комитета по архитектуре администрации Челябинска Репринцева втихаря издал мерзкий и подлый приказ об исключении этого ансамбля из числа охраняемых государством. Приказ был подписан ещё 5 марта, но опубликован на сайте госкомитета только в 20-х числах марта.  

nemets2.jpg

(…)

И ещё одна подлость челябинских чиновников. Акт Васильевой должен был рассматриваться на заседании научно-методического совета (при региональном Госкомитете охраны памятников – Ред.).  27 января 2019 года я направил письмо на имя председателя совета С.В. Шаля (с предложением рассмотреть на заседании в том числе и акт историко-культурной экспертизы по домам на Социалистической улице – Ред.).

5 февраля я получил следующее письмо с перечнем актов, которые предполагалось рассмотреть на заседании НМС. (В перечне присутствует «Ансамбль жилых домов» (город Челябинск, улица Социалистическая, дом 26, 28, 30, 32, 34, 38)» – Ред.).

20 февраля был опубликован свод предложений по акту экспертизы Васильевой с неоднозначными мнениями госкомитета. Почему-то в этом своде были учтены, но не приняты во внимание, только два протеста: мой и Цитцер (Оксана Цитцер, уроженка Челябинска – Ред.). 

Вот содержание моего протеста:

«(…) Эксперт Васильева целенаправленно принижает архитектурные достоинства данных зданий, специально применяя такие прилагательные, как «простой» и «утилитарный».

В своих выводах эксперт игнорирует тот факт, что данный ансамбль уникален не только для Челябинска, но и для всего Уральского региона. 

С точки зрения исторической значимости экспертом не отмечено, что создание ансамбля связана с именами руководителя строительства Челябинского металлургического завода генерала Комаровского и архитектора Скуратовского.

С точки зрения культурной значимости данный ансамбль является частью туристических маршрутов и привлекает своей необычностью как жителей города, так и его гостей. Даже эксперт отмечает хорошую сохранность ансамбля.

Таким образом, отрицательное заключения эксперта совершенно необоснованно, поэтому данную экспертизу необходимо отклонить».

(…)

При этом совершенно странным является факт полного игнорирование протестов архитекторов-реставраторов и челябинских экспертов.

Протест архитекторов-реставраторов Маевской, Дьячкова и Зубаировой:

(...)

«Эксперт обязан "обеспечивать объективность, всесторонность и полноту проводимых исследований". В Акте полностью отсутствует градостроительный анализ формирования данной части города – района ЧМЗ, в пределах которой располагается ОКН; историко-архивные и историко-архитектурные исследования неполные (сведения о планировочной структуре ансамбля в целом неполные, и сведения об архитектурно- планировочной структуре конкретных домов, входящих в ансамбль, отсутствуют). 

История создания комплекса освещена довольно подробно, но человеку, не живущему в городе Челябинске и не знающему историю города, трудно понять какое место и значение имел и имеет металлургический завод для города и для страны в целом. Победа в Великой Отечественной войне ковалась на таких предприятиях, как ЧМЗ, Челябинский тракторный и им подобных заводах; 

Рассматриваемые дома ансамбля – первые дома металлургического района, построенные для рабочих завода;

Дома строились силами трудармейцев и пленных, что также заслуживает внимания. 

С архитектурной точки зрения исследования в экспертизе также неполные: 

1. Эти дома – часть ансамбля квартала ограниченного улицами Мира, Социалистической, Жукова, Дегтярёва (на генпланах можно видеть красивое градостроительное решение, от которого остались, в основном, «немецкие дома») – в экспертизе отсутствуют графические материалы;

2. В городе Челябинске не так много архитектурных объектов, которые сохранились не единичными постройками, а целым ансамблем – в экспертизе этот аспект недооценен;

3. Рассматриваемые дома несут признаки другой, не характерной для города, да и для страны в целом, иной – западной архитектуры. В объёмном построении: у двухподъездных домов эркеры держатся на мощных уступчатых кронштейнах с завершениями в виде односкатной кровли с обратным уклоном (тот, кто проектировал эти дома, наверное, из тех мест, где бесснежные зимы и нет проблем со снежными мешками, но, тем не менее, эта конструкция больше 70-ти лет успешно работает). Центр здания акцентирован щипцом с высоким коньком — элемент из западной архитектуры, начиная от средневековья. 

У одноподъездных домов не характерная для отечественной архитектуры трактовка классических элементов. В частности: классический портик выполнен с очень крутыми скатами; полукруглое окно, завершающее линию с витражами лестничной клетки, оригинальной лучевой расстекловки, кирпичное, очень широкое. Обрамление окна- рустованное . 

Цвет кирпича — темно коричневый, неравномерно колерованный — отсылает нас также к западной архитектуре. 

Сохранились кованые с литыми декоративными элементами ограждения балконов.

В планировках квартир есть также нетрадиционные решения: довольно большая гостиная напрямую сообщается с туалетом — такие решения характерны для Германии.

Оригинально размещение домов на местности: двухподъездные дома расположены по красной линии, одноподъездные, более высокие, более монументальные – заглублены внутрь двора, образуя таким образом дворовую площадь с благоустройством в виде цветников и посадок деревьев. 

Сохранились элементы благоустройства — кованные ограды, ворота, калитки, рустованные кирпичные столбы.

Дома хорошо сохранились, хотя капитальных ремонтов по свидетельству жильцов не было с момента постройки и требуют некоторого ремонта кирпичной кладки, столярных изделий, отделки квартир, коммуникаций и пр.

Вывод: в Акте не обеспечена объективность, всесторонность и полнота проводимых исследований, а также не обеспечена достоверность и обоснованность выводов.

Для установления историко-культурной ценности ОКН эксперт не использовала никаких методик».

(...)

chel14.jpg

Протест экспертов, кандидатов наук Конышевой и Самигулова:

(...)

«Для анализа не привлечены документы и материалы, имеющие научную достоверность, а использованы материалы популярных публицистических статей, и их сведения никак не верифицированы экспертом, причем указано, что весь скудный материал предоставлен заказчиком (с. 3, 8), иначе говоря, экспертом не предпринималось самостоятельных действий по поиску необходимой и научно-достоверной информации».

(...)

Но заседание так пока и не состоялось. А Баландин  (руководитель регионального госоргана охраны наследия – Ред.) под давлением своего начальника поспешил с подписанием приказа. Подло и мерзко, Александр Алексеевич и господин Шаль!»

P.S. Юрий Латышев намерен обратиться с жалобой по поводу снятия "немецких домов" с госохраны к и.о. главы региона Алексею Текслеру и в органы прокуратуры.


На главную