Атака «черных копателей» отбита
Под Истрой пресечена попытка разорить древний некрополь. Что с ним будет дальше?
Александра Андреева, Евгения Твардовская
В село Онуфриево, что в подмосковном городском округе Истра, в апреле зачастили полиция и сотрудники администрации… Таково «сопровождение» возможного научного открытия и будущего памятника археологии. Древний некрополь XV-XVII в. церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Рождественский погост) заприметили «черные копатели» и начали там работы. Но благодаря бдительности местных жителей и активной позиции окружной Общественной палаты – вандализм удалось остановить. Но вопрос – что дальше будет с некрополем?
Было, было, да борщевиком поросло…
Первая мысль, которая возникает у обывателя: а разве не было ничего про некрополь известно до возникновения «детективного сюжета» с мигалками? Конечно, было.
Собраны и архивные материалы, в которых, в том числе, имеются следующие сведения: «В писцовой книге 1593 года значится: “В Тросне на цареве и Великаго князя земле погост на речке Негуче, а на погосте церковь Рождество Пречистые; пашни поповы 20 четьи в поле, а в дву потому ж”».
Речка с таким названием существует и в настоящее время – она начинается в болотцах к юго-западу от села Онуфриево, протекает за южной окраиной этого села, а у села Юркино подле храма Рождества Христова впадает в Малую Истру. Погост располагался на государственной земле. В 1593 году на погосте, “что на Негуче”, стояла деревянная Рождество-Богородицкая церковь. В Смутное время храм уничтожили и позже не восстанавливали.
Погост не является объектом культурного наследия. В наше время – это две смыкающиеся поляны, окруженные рощицами, поросшие борщевиком. Говорят, что в советское время там даже была танцплощадка и песни под гармонь. Память о церкви как архитектурном сооружении, конечно же, стерлась, но, видимо, что-то сохраняется до сих пор на генетическом уровне: местные жители, как только заметили джип с ребятами, у которых были лопаты и металлоискатели – подошли поинтересоваться. Получив закономерный ответ про «не лезть, куда не просят», поспешили сообщить, куда следует…
Но вандалы работали быстро. Сейчас поляны изрядно перерыты. Причем некоторые ямы – очевидно, не этого сезона: опять-таки по словам местных людей, впервые копатели явились в Онуфриево еще в прошлом году, да что-то их, видимо, спугнуло или смутило, и они сами ушли. Но вернулись в этом апреле.
Официальная реакция
Попытки так называемых «черных копателей» поживиться на исторических некрополях, погостах и иных местах захоронений – не редкость сейчас. К большому сожалению, в действующем законодательстве нет четкой инструкции, как именно должен поступить гражданин, который либо обнаружил результаты деятельности вандалов на местах захоронений, либо просто наткнулся на человеческие костные останки в каком-либо разрытии.
А ведь выработка этой «инструкции» могла бы изрядно облегчить жизнь энтузиастам и тем, кто пытается защитить исторические некрополи от расхищения.
Очевидно, что никакого интереса к научному изучению и фиксации погребений «черные копатели» не проявляют. Их интересует только погребальный инвентарь, предпочтительно металлический. Награбленные предметы копатели либо реализуют, либо сами занимаются примитивным собирательством археологических артефактов. Парадоксально то, что зачастую эти люди даже с гордостью противопоставляют себя профессионалам-археологам. Итогом деятельности копателей является не только утрата инвентаря, но и утрата погребения, его целостности как части объекта археологического наследия, части сакрального пространства исторического некрополя.
Первым действием при обнаружении пребывания копателей на территории некрополя должна быть фиксация состояния объекта и обращение в правоохранительные органы.
Именно так и поступили в Онуфриеве, вызвав на место наряд полиции.
Протокол был максимально развернуто составлен непосредственно на объекте, а впоследствии от имени Константина Косенкова, председателя Комиссии по возрождению культурного наследия и архитектурному облику городов Общественной палаты городского округа Истра, было направлено обращение в прокуратуру (есть в распоряжении редакции), содержащее в том числе просьбу обратиться от имени прокурора Шелепанова Антона Николаевича в ФГБУ ИА РАН: «Прошу Вас оказать содействие в рамках полномочий и направить обращение на имя директора Института археологии РАН доктора исторических наук Н. А. Макарова о принятии экстренных мер по оценке ущерба, причиненного объекту. Обращение Комиссии по возрождению культурного наследия и архитектурному облику городов Общественной Палаты городского округа Истра и обращение Истринской городской прокуратуры тем самым составят достаточное основание для привлечения специалистов».
Сокровища несметные - у каждого свои
Очевидно, что «черные копатели» изъяли надгробные камни и останки захороненных из грунта, ими были сделаны также три шурфа различной длины. Комиссия насчитала порядка десяти ям с извлечением грунта, полное или частичное разрушение культурного слоя.
На некрополе обнаружено около 50 надгробий XV-XVI вв., возраст их определен исходя из орнамента с вилочковыми крестами. Были найдены также человеческие кости, черепа, фрагменты керамики, наконечники орудий и – предположительно – подвергшиеся коррозии ювелирные украшения.
По словам Константина Косенкова, найденные плиты – это открытие первостепенного уровня не только в масштабах округа, но и всей Московской области. Открыт объект археологического наследия большой площади, предположительно, являющийся некрополистическим комплексом дораскольного периода.
На данный момент возбуждено уголовное дело и «черных копателей» будут искать – благо, есть свидетели, есть камеры видеонаблюдения на федеральных трассах. Реакция будет и по линии прокуратуры. Но самое главное – это, конечно же, включение в процесс Института археологии РАН: некрополю все же нужен заботливый хозяин и грамотный исследователь.
Фото: Юрий Бобчук, Виктория Иноземцева, Евгения Твардовская