Два в реестр, четыре – в расход
Департамент культурного наследия города Москвы официально сообщил 7 июня 2016 года, что «готовит приказ о включении двух выявленных объектов культурного наследия, относящихся к периоду конструктивизма, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения, а также об утверждении границ их территории и предмета охраны».
Эти два объекта, вытянувших счастливый билет в московской градостроительной лотерее – «Здание института кожевенной промышленности, 1930 г., архитектор Б.В.Ефимович» (Садовническая ул., 33, стр. 1) и «Административное здание (бывш. ЦК ВЛКСМ), 1928-1929 гг., архитектор В.Д.Цветаев (в основе корпуса Николо-Угрешского подворья, нач. XIX в.)» (на заглавном фото, ул. Маросейка, 3/13, стр. 1).
Как сообщает Мосгорнаследие, «к настоящему времени уже завершены общественные обсуждения актов государственной историко-культурной экспертизы, содержащие выводы об отнесении двух зданий к объектам культурного наследия регионального значения».
«Досрочное», даже до подписания соответствующих приказов, оглашение этих хороших новостей нельзя объяснить ни чем иным, как желанием сгладить негативный общественный резонанс – сперва от сноса АТС на Покровском бульваре, потом - от заявлений вице-мэра Марата Хуснуллина о ничтожестве московского конструктивизма, а затем - от сноса конструктивистского поселка на Погодинской улице, 2/3, стр., 1-4, начавшегося-таки 6 июня.
Таким образом, пока два конструктивистских объекта готовятся в Москве к постановке на охрану, четыре – сносятся. Такой вот баланс с "красным сальдо".
Примечательно, что в тот же день 6 июня на сайте Мосгорнаследия появилось разъяснение, согласно которому «жилые дома на Погодинской улице представляют собой рядовые объекты 1920-1930-х годов, выстроенные для оперативного решения вопроса проживания рабочих завода "Каучук", располагавшегося в то время в Хамовниках».
Разъяснение подкреплено экспертным мнением председателя ЦС ВООПИК Галины Маланичевой: «Данные здания являются типовой жилищной застройкой 1920-х годов, не имеющей серьезных элементов архитектурной и исторической ценности, что было неоднократно подтверждено во многих экспертных заключениях. Кроме того, функция этих зданий – это жилые дома, поэтому они должны соответствовать тем нормам, которые сейчас к ним предъявляются. Но дело в том, что эти постройки уже давно этим нормам не соответствуют и давно находятся в плохом состоянии. Указанные дома можно отнести к конструктивизму только по времени постройки, строили их архитекторы с неизвестными фамилиями. Судя по тому, что они собой представляют, в них ни разу не было капитального ремонта, свою функцию они выполнили. Кроме того, их построили как временное жилье для рабочих, как на смену им пришедшие "хрущевки»».
Еще более примечательно, что в ноябре 2012 года, когда вопрос о возможности сноса комплекса на Погодинской улице был вынесен на действовавшую тогда городскую комиссию по градостроительству в зонах охраны, комиссия единогласно проголосовала за отказ в сносе – «учитывая историко-архитектурную ценность комплекса». За это решение дружно проголосовали тогда и Марат Хуснуллин, и несколько сотрудников Мосгорнаследия во главе с нынешним руководителем департамента Алексеем Емельяновым, и председатель ЦС ВООПИК Галина Маланичева. И это навеки занесено в официальный протокол.
К июню 2016-го, стало быть, либо историко-архитектурная ценность комплекса рассосалась, либо в Мосгорнаследии и ЦС ВООПИК произошла коренная переоценка ценностей.
Во всяком случае, столичный «Архнадзор» не преминул заметить, что «смена позиции на фоне продавленного застройщиком сноса ценного исторического комплекса не красит репутацию ни Мосгорнаследия, ни Центрального совета ВООПИК».
Фото: Мосгорнаследие, The Constructivist Project.