«Качество работы волонтеров гораздо выше, чем у обычных подрядчиков»
Евгения Твардовская
На Доме Палибина в Москве работают волонтеры Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Они удаляют краску с деревянных фасадов, затем стены будут пропитаны специальным составом и заново покрашены. Но Дом Палибина – не просто один из исторических московских домов, это федеральный памфятник, 1818 года постройки. И все работы на нем подлежат контролю Мосгорнаследия и должны проходить в особом режиме, под надзором реставраторов.
О проекте, по которому осуществляются работы, мы поговорили с его автором, а также с директором Государственного научно-исследовательского института реставрации, которому принадлежит Дом Палибина.
Владимир Журин – архитектор-реставратор первой категории, автор проекта ремонта Дома Палибина:
- Мы согласовали в Мосгорнаследии проект ремонта памятника. То, что сейчас делают волонтеры на доме Палибина – это ремонт. Идет расчистка, а впоследствии обработка специальным составом и покраска фасадов, забора, деревянных частей ворот плюс цоколь. Скорее всего, мы проведем ремонтные работы по отмостке, так как плиты очень сильно разрушены.
Вообще проект реставрации Дома Палибина разрабатывался в 1980-е годы и был, как известно, реализован. Савва Ямщиков выступил инициатором проекта ремонта – в 2009 году, перед своей смертью. Потом Саввы Васильевича не стало, но проект был сделан «Спецпроектреставрацией». И вот на его основании мы сейчас по просьбе ВООПИК разработали отдельный проект на ремонт фасадов.
Я был среди авторов документации 2009 года и являюсь главным архитектором нынешнего проекта.
В данном случае труд волонтеров очень целесообразен: такие работы не требуют особых профессиональных знаний и навыков. Это может сделать любой человек под руководством старших товарищей. В октябре заканчивается действие разрешения Мосгорнаследия, соответственно, к этому сроку мы должны успеть все сделать.
Дмитрий Антонов, директор Государственного научно-исследовательского института реставрации:
- Дом Палибина нуждается в помощи, это совершенно очевидно, глядя на его фасады. Чем дольше останется все с такой ситуации, тем хуже. Здание уникальное, таких почти и не осталось в Москве, особенно если учесть сохранность интерьеров. Может быть, во времена, когда его строили, дом и считался типовым, но ему - 200 лет и для нашего времени он уже далеко не типовой.
Реставрация проходила здесь с 1981 по 1986 годы. То есть почти 30 лет назад. Позже что-то делали с крышами, но ни фасады, ни интерьеры не трогали. А ведь это не просто памятник, который принадлежит ГОСНИИР, это дом, который важен и для ВООПИК, и для охраны памятников.
Все нынешние работы будут производиться с использованием лучших и новейших материалов, коммерческая организация предоставляет все необходимое на безвозмездной основе. Мы же понимаем, что в 1980-е годы использовали те материалы, которые могли раздобыть. Сейчас имеем возможность сделать качественно и так, чтобы потом к этому вопросу не возвращаться.
Ну а качество работы волонтеров - гораздо выше, чем если бы работала просто некая фирма, выигравшая подряд. Волонтеры - люди идейные, которые понимают, что лучше и правильнее снимать краску слой за слоем, постепенно. Это труд сложный и долгий, ни один рабочий так не будет делать. Хотя такой метод и более качественный. Если измерять в деньгах, то стоит такая работа очень дорого. И за деньги это делать было бы просто экономически нецелесообразно. С привлечением волонтеров у нас есть шанс получить хороший результат.
Фото: Игорь Иванов, Юлия Струкова, Евгения Твардовская