У Новодевичьего: госзакупки для научного воссоздания, которого не будет

13 апреля в СМИ распространена информация об объявлении Государственым казенным учреждением города Москвы "Мосреставрация" конкурса на проведение археологических исследований «в целях научного воссоздания храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, взорванного французскими войсками по приказу Наполеона во время отступления из Москвы в 1812 году».
Условия тендера опубликованы на официальном портале госзакупок. Заявки на участие в принимаются с 13 апреля по 14 мая 2015 г. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2,135 млн рублей. Раскопки будут вести на площади 318 кв. метров. Мощность культурного слоя при этом достигает 3,5 метров. Как следует из пояснительного текста к контракту, «находки, полученные при раскопках, должны быть взяты для музейного хранения и дальнейшей научной обработки: материалы из закрытых комплексов – помещений, землянок, колодцев, ям и тому подобного; все целые или подбирающиеся по кускам предметы; все нумизматические и эпиграфические находки; все находки, имеющие художественное значение; находки, определяющие датировку раскопа, слоя; находки, определяющие культурную принадлежность памятника, его хозяйственную характеристику; все непонятные предметы».
Как пояснил «Хранителям Наследия» заведующий сектором археологии Москвы Института археологи РАН Леонид Беляев, раскопки на месте взорванного в 1812 году храма, в сквере в Новодевичьем проезде, уже проводились под его руководством в 2012 году, однако работы для археологов здесь еще предостаточно: можно надеяться на обнаружение и фрагментов храма, и богатого антропологического материала; находки войдут в коллекцию музея, который предполагается устроить при восстанавливаемом храме.
Фрагменты фундаментов храма, вскрытые раскопками.
В формулировке задания нового конкурса не могут не привлечь внимания слова «в целях научного воссоздания». Эта идея обсуждалась с 2012 года, когда было объявлено о намерении Новодевичьего монастыря возродить храм, однако уже тогда вызывала сомнения: никакие чертежи и точные обмеры храма науке не известны, есть лишь несколько старинных рисунков и гравюр, дающих о нем самое общее, причем разное, представление.
А архитектурной археологии и аналогий с сохранившимися памятниками XVI столетия все же недостаточно, чтобы говорить именно о научном воссоздании. К тому же строительство нового объекта в буферной зоне памятника из списков Всемирного наследия ЮНЕСКО, каковым является Новодевичий монастырь, могло не найти понимания у международных экспертов.
8 июля 2014 года на специальной пресс-конференции в Новодевичьем монастыре с участием Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, игумении Новодевичьего монастыря Маргариты (Феоктистовой) и депутата Госдумы Владимира Ресина, по традиции курирующего в Москве строительство новых храмов, был представлен проект отнюдь не воссоздания древней церкви, а небольшого храма (по проекту архитектора Игоря Уткина), который стал бы напоминанием о взорванном.
По сравнению с оригиналом, новый храм был серьезно уменьшен в габаритах (высота 18 м вместо 30, без колокольни и т.п.), что, несомненно, было вызвано желанием не нарушать требований ЮНЕСКО. Для того, чтобы новый храмик не участвовал в панорамах объекта Всемирного наследия чересчур активно, его предполагалось еще и обсадить деревьями.
Означает ли формулировка из условий тендера госзакупок, что кем-либо принято решение вернуться к первоначальному варианту с «научным воссозданием»? Наши источники в структурах исполнительной власти Москвы уверены, что нет, поскольку "специалисты согласились с тем, что для воссоздания нет достаточных данных". Археологическое исследование территории, по мнению источников, будет идти своим чередом, а строительство, уже начатое – своим.
Эта информация вполне подтверждается словами Владимира Ресина, сказанными им в феврале 2015 года в интервью «Российской газете»: «Мы наметили окончание работ - не позднее конца 2015-го. Работы там ведет опытная строительная компания, которая восстанавливает 63-й по счету храм! Не сомневаюсь, что и этот ей по плечу... Проект ее восстановления выполнялся по старинным гравюрам и в соответствии с историческим обликом. Правда, сейчас высотой она станет поменьше - не 30, а 18 метров. Сам монастырь в 2004 году был внесен в список ЮНЕСКО как образец московского барокко исключительной сохранности, и в соответствии с требованиями этой организации храм не должен стать новой градостроительной доминантой».
Таким образом, мы можем констатировать, что государственное казенное учреждение объявило тендер на работы «в целях научного воссоздания», которого не будет. Впрочем, никто и не обещал: «цель - ничто, движение все», а раскопки – дело нужное.
Досье. Шатровый храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был построен рядом с Новодевичьим монастырем в середине XVI в. на месте первоначальной постройки 1524-1525 гг. Он был взорван в 1812 году по личному приказу Наполеона, правда, не при оставлении Москвы французами, а через несколько дней после ее занятия ими. Храм, как посчитал французский император, мешал строительству земляного укрепления близ Новодевичьего монастыря, который поначалу также воспринимался французами как пригородный крепостной форт.
После 1812 года храм был восстановлен, однако на другом месте (в конце нынешней Большой Пироговской улицы, по левой стороне), в стилистике классицизма и с другим посвящением – в память Св. Отец Седьмого Вселенского Собора. Этот храм, в свою очередь, был взорван в 1930-е годы, а место его застроено большим жилым домом.
Фото: «Хранители Наследия» и Александр Чеботарь (temples.ru). Заглавная иллюстрация: Новодевичий монастырь и храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи на гравюре голландского художника П. Пикарта (до 1715).